Российский интерес, беларусские политзаключенные: агент «Буратино» обратился к Лукашенко

Депутат Верховной Рады Александр Дубинский обратился к Александру Лукашенко и к спецпосланнику США Киту Келлогу с просьбой о содействии «в освобождении украинских политических заключенных». С чего бы обвиненному в госизмене украинскому депутату просить помощи у Лукашенко, в чем тут интерес Москвы и может ли эта история повлиять на освобождение части беларусских политзаключенных?

Агент «Буратино»

Александр Дубинский был арестован в ноябре 2023 года по делу о государственной измене и созданию преступной организации. По версии следствия, имевший позывной «Буратино» депутат сотрудничал с ГРУ Генштаба РФ: проводил информационно‑подрывную деятельность, дискредитировал Украину на международной арене, препятствовал её интеграции в ЕС и НАТО, получая на эти цели финансирование из России — свыше 10 млн долларов США.

Сам Дубинский называет себя «политическим заключенным». И утверждает, что таких как он в Украине — более 7000 человек.

Неделю назад, 9 июня, Дубинский обратился к Александру Лукашенко. Депутат просит беларусского политика выступить посредником — посодействовать его освобождению и предоставить убежище в Беларуси. Свое письмо находящийся под арестом депутат опубликовал в блоге в сети X — содержащийся под стражей «политзаключенный» Дубинский по-прежнему активен не только в этой соцсети, но и ведет собственный ТГ-канал. А его публикации с большой охотой перепечатывают многие российские СМИ. Копия письма была отправлена спецпосланнику президента США Киту Келлогу.

Дубинский «от имени украинских политических заключённых» просит Лукашенко «выступить посредником между Украиной и её международными партнёрами — в первую очередь Соединёнными Штатами Америки» и «посодействовать нашему освобождению».

«Мы готовы быть освобождены в нейтральную третью страну. Одним из таких возможных решений может стать территория Беларуси — как временное убежище под международными гарантиями», — просит Дубинский.

Спалить агента

Но почему Дубинский обратился именно к Лукашенко? Если допустить, что он действительно российский агент, просить о помощи логичнее было бы Москву. Пусть бы меняла провалившегося депутата на военнопленных украинцев. Или на украинских шпионов, схваченных в России. Пусть бы спасала Дубинского из лап СБУ так же, как вытягивала своих разведчиков из тюрем США, ФРГ и других стран.

Однако в таком раскладе есть одно существенное «но» — озаботившись судьбой Дубинского, Москва де-факто признает его своим агентом. А это в значительной степени ставит крест на перспективах его дальнейшей деятельности на благо РФ. Поскольку в глазах украинской общественности он будет уже «не борцом, попавшим под каток мстительной киевской хунты», коим он себя пытается представить, а всего-навсего раскрытым агентом врага.

Поменяв Дубинского и забрав его к себе, Россия в значительной степени «спалит» этот ресурс. В таком виде агент уже не настолько полезен. У Москвы есть негативный опыт: вспомним беглого молдавского олигарха Илана Шора, который стремится влиять на ситуацию в своей стране из российской столицы. Вследствие этого немало молдаван, особенно тех, кто живет в странах ЕС, считает Шора рупором интересов РФ.

Если исходить из того, что Россия хочет оставить Дубинского в игре и впредь, лучше даже косвенно лишний раз не светить собственную заинтересованность в его судьбе. А после освобождения, в идеале, разместить его в некой третьей стране, откуда он сможет продолжать влиять на украинскую политику.

И вариант с Беларусью для реализации подобного сценария вполне подходит.

Если Москва скажет «надо», Минск ответит «есть»

Допустим, это действительно так: Россия заинтересована в освобождении Дубинского и в продолжении его карьеры «борца с киевским режимом». Но надо обставить дело так, чтобы «не торчали уши», и Москва казалась не причастной к его обмену. К тому же наверняка Дубинский не одинок — за последние годы СБУ и другие спецслужбы хорошенько проредили тщательно культивируемую Кремлем грядку пророссийских сил в Украине. Семь – не семь тысяч, о которых заявляет арестованный депутат Дубинский, но пару сотен арестованных агентов влияния Москвы там наверняка наберется.

Как решить задачу? На кого можно обменять Дубинского и прочих так, чтобы Россия выглядела никак не связанной с этим? Долго искать решение ни к чему, оно на поверхности. У Кремля есть ближайший союзник. А в распоряжении союзника — необходимый «обменный фонд»: политзаключенные, которых беларусский режим нахватал «с запасом». Есть в беларусских тюрьмах и украинцы, и те, кто пострадал за поддержку Украины. Примеры освобождения украинских граждан, которых арестовали на территории Беларуси, тоже уже были.

И Москва запускает операцию. Дубинский пишет письмо Лукашенко и Келлогу с просьбой «посодействовать». Если настоятельная просьба обменять Дубинского сотоварищи на некоторое число беларусских политзаключенных поступит в Минск, отказать Владимиру Путину Лукашенко вряд ли сможет. Как не смог отказать в ситуации с обменом осужденного в Беларуси к высшей мере наказания гражданина ФРГ Рико Кригера. Как только Кригер потребовался Кремлю для того, чтобы вытащить из заключения собственных шпионов, Лукашенко немедленно подписал его прошение о помиловании. Получив за этот «жест доброй воли» особую благодарность от российского президента.

Больше менять своих агентов в Украине России, по сути-то, и не на кого. А беларусские политзаключенные для этой цели подходят идеально. Так что если Москва скажет «надо», Минску не останется ничего, кроме как ответить «есть». И хорошо, если бы сказала. Ну а Келлог необходим, чтобы убедить провести такой обмен Киев — именно Украина в нем заинтересована меньше всего. Однако в свете диалога, который Вашингтон вроде как ведет с Минском, можно попытаться воздействовать на украинские власти с помощью США. Как бы цинично ни звучало, но поставки вооружений Киеву сегодня гораздо важнее, чем судьба Дубинского или беларусских политзаключенных. Которых, к тому же, можно сразу отправить дальше на Запад. Или вообще провести обмен в третьей стране.

Возможно, не случайно и беларусская пропаганда аккурат сейчас начала педалировать тему «украинских политзаключенных» — их, мол, в стране-соседке предостаточно. Так общественное мнение потихоньку готовят к возможному обмену. Затем объявят, что Минск поменял своих «здрадников» на «настоящих украинских политзаключенных – братушек».

Пока это — лишь гипотеза, в основе которой лежит довольно неожиданное обращение Александра Дубинского к Лукашенко. Но как знать — возможно, российский интерес к спасению своих агентов влияния удастся конвертировать в то, что на свободу выйдет еще часть беларусских политзаключенных. А пока пристально следим за развитием этой истории. Вдруг выгорит?

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

🔥 Поддержите Reform.news донатом!