Российская сторона предлагала Беларуси в ходе переговоров платить 152 доллара за тысячу кубометров газа. В этом году цена для нашей страны составляет 127 долларов за тысячу кубометров. Такие цифры привел в ходе интервью «Эху Москвы» Александр Лукашенко.
«Как можно организовать экономику, если нам говорят: 152 доллара должна быть цена на газ. Да она не может быть, потому что там мы без таможенной пошлины торгуем», — пояснил президент.
Затем, по его словам, торг пошел по нефти. В итоге Александр Лукашенко предупредил российскую сторону, что высокий уровень цен стимулирует Беларусь искать альтернативные поставки.
«Я говорю: хорошо, давайте цены ваши, мы будем платить. Но! Если рынок 25 млн т нефти и 22 млрд кубометров газа, российский рынок, уйдет куда-то, вы на меня не обижайтесь. Они мне говорят: это вам будет дороже», — сказал президент.
Александр Лукашенко отметил, что когда РФ и Украина начали спорить по поводу транзита газа, российская сторона начала строить обходные газопроводы.
«Вы плюнули и начали это делать. Я точно так поступлю… Я будут искать альтернативу, а ее все равно надо искать. Я это не скрываю. Я этого от руководства России не скрываю», — сказал Александр Лукашенко.
Президент отметил, что для поставок могут быть задействованы трубопроводы в реверсивном режиме.
«Я могу, это самый дешевый маршрут, через Польшу — они предлагают это — взять саудовскую нефть или американскую (что дешевле там с рынка) в Гданьске по трубе, завести реверсом. У меня три трубы нефтепровода «Дружба». Из России идут три трубы. На первом этапе я забираю одну трубу и реверсом поставляю на НПЗ», — добавил президент.
Он подчеркнул, что беларусские НПЗ полностью закончили модернизацию, в результате достигнута глубина переработки, как в Евросоюзе, в то время как в РФ, по его словам, только одно такое предприятие.
«Пойдет нормально, я забираю реверсом вторую трубу. У вас останется одна. Вы поставляете по этим трубам под 70 млн т, качаете нефть на премиальный западный рынок. Если забираю две трубы… у вас останется для прокачки 20 млн, но не 60», — сказал Александр Лукашенко.
«Вы зачем меня загоняете в решение вопроса таким образом? Я этого не хочу, но вам-то это зачем? Тишина», — продолжил президент.
Александр Лукашенко напомнил о предыдущих нефтегазовых спорах Беларуси и России. В одном случае были перекрыты поставки газа, в другом — нефти. В первом случае газ был взят из трубопровода, по которым он поставлялся на Запад. Во втором было закуплено около 11 млн т нефти в Венесуэле, организована ее доставка через Одессу на Мозырский НПЗ.
«Себя мы обеспечим. У нас 2 млн т примерно добывается нефти. Поэтому мы в любом случае бензобак любому беларусу зальем. Нам для экономики нужна будет нефть. Да, она была дороже. Но мы уже показали, что через Украину 11 млн, половину нефти, которые мы перерабатываем, мы поставляем. Нам же надо, Алексей, чуть больше 6 млн т нефти, из них два (добываем — прим. Reform.by). 4 млн — немного, чтобы полностью себя обеспечить. Это при старых заводах, немодернизированных. Ну что такое 5 млн т? Но мы у вас покупаем и перерабатываем 25. Мы третий потребитель природного газа после Германии и Италии. Мы много газа у вас покупаем. Вы хотите этот рынок потерять? Нет!» — сказал Александр Лукашенко.