Беларусские зрители рискуют остаться без телевизионных трансляций Олимпийских игр как минимум до 2032 года. Таков результат усилий властей нашей страны и телевизионщиков, предпочитающих демонстрировать в эфире допросы и пытки политических оппонентов. А отмываться от заработанной репутации, восстанавливать потерянное реноме Беларуси в будущем предстоит годами. Даже после того, как наша страна станет демократической.
Обнародованы результаты тендера, проведенного Международным Олимпийским комитетом. Эксклюзивные медиаправа на трансляцию ОИ в странах Европы получили Европейский вещательный союз (EBU) и компания Warner Bros. Discovery. Беларусь и Россия не вошли в список 49 стран, где будут показывать Игры.
Наша страна оказалась «за бортом» потому, что в июне 2021 года исполнительный совет Европейского вещательного союза приостановил членство Белтелерадиокомпании. И с 1 июля 2021 года БТРК утратила доступ к услугам EBU, в том числе и право показа ряда музыкальных и спортивных мероприятий.
В результате телезрители в нашей стране могут не увидеть соревнования сразу нескольких Олимпиад – зимних Игр 2024 и 2030 годов, летних 2026 и 2032 годов, а также Юношеских Олимпийских игр, которые состоятся в этот период.
Надо сказать, что Европейский вещательный союз сопротивлялся исключению Белтелерадиокомпании достаточно долго. Еще в январе 2021 года Беларусский фонд культурной солидарности BY_culture запустил кампанию по исключению БТРК из Европейского вещательного союза EBU и лишению права трансляции и участия вещателя в «Евровидении». Соответствующее письмо было направлено в офис EBU.
«Мы хотим, чтобы Белтелерадиокомпания не имела никакого отношения ко всему, что имеет название «Европейский», потому что это здание не в Европе. Оно на территории Зла», – написал тогда в Facebook представитель Фонда Сергей Будкин.
«Евровидение» беларусские телезрители все же увидели. Президент EBU Ноэль Курран сообщил, что организация следит за ситуацией в Беларуси, но остается вне политики. Европейский вещательный союз выступил «против попыток использовать это культурное событие как инструмент для политических целей». Впрочем, параллельно EBU призвал Белтелерадиокомпанию защищать журналистские ценности и обеспечить гражданам доступ к информации, которая позволит им услышать разные мнения и сформировать собственные независимые суждения.
Беларусские власти и телевизионщики призывы EBU проигнорировали. И уже через пару недель после отказа лишать нашу страну «Евровидения» Европейский вещательный союз выразил обеспокоенность в связи с тем, что журналистов в нашей стране «бросают в тюрьму просто за то, что они делают свою работу». И призвал беларусские власти немедленно освободить журналистов Катерину Андрееву и Дарью Чульцову, а также разрешить СМИ работать без страха преследования.
Но и это обращение европейских вещателей осталось без ответа. И в мае 2021 года исполнительный совет EBU решил приостановить членство Белтелерадиокомпании в организации.
Поясняя свое решение, Европейский вещательный союз заявил, что провел мониторинг освещения событий Белтелерадиокомпанией. И был встревожен «показанными в эфире интервью, которые, очевидно, были записаны под принуждением». В EBU отметили, что проанализировали и другие программы БТ, и они тоже вызвали серьезную озабоченность. «В свете такого исключительного развития событий у исполнительного совета нет другой альтернативы, кроме как приостановить членство Белтелерадиокомпании», – констатировали в EBU.
Интервью, записанные под принуждением – это показанные по БТ кадры с Николаем Дедком и с задержанным после посадки в Минске самолета Ryanair блогером Романом Протасевичем. Политик Павел Латушко в своем обращении к EBU назвал продемонстрированное по государственному ТВ видео с Дедком «ярким примером постыдного телевизионного жанра, где человек со следами побоев на фоне красно-зеленого флага кается в том, что посмел выступить против режима Лукашенко».
Тогда в Белтелерадиокомпании ответили, что восприняли решение EBU «с улыбкой и некоторым удовлетворением». «Мы сэкономим много миллионов евро и исполнили мечту большинства жителей Беларуси. Больше без Евровидения!» – говорилось в заявлении БТРК.
Не думаю, что большинство жителей нашей страны разделяет восторг Белтелерадиокомпании и удовлетворены тем, что они останутся без трансляций главных мировых спортивных игр. Но это – итог информационной политики, которую проводило и продолжает проводить беларусское телевидение. Это не санкции против Беларуси. Просто, с точки зрения цивилизованного мира, в эфире одного и того же телеканала не могут уживаться пытки политических оппонентов и демонстрация спортивных соревнований. А международные песенные конкурсы – с пропагандой войны. Ни МОК, ни EBU не хотят иметь никаких дел со страной, где систематически нарушаются уже даже не права человека, а все установки обычной человеческой нормальности.
Есть и у МОК вопросы и к беларусскому Национальному олимпийскому комитету. Исполнительный совет Международного олимпийского комитета отказался признать Виктора Лукашенко президентом Национального олимпийского комитета Беларуси. Смена одного Лукашенко на другого международных спортивных чиновников не устроила. Равно как и отсутствие у НОК Беларуси желания обеспечить защиту спортсменов от политической дискриминации. Есть вероятность запрета на участие беларусских спортсменов в Олимпийских играх в 2024 году в Париже. Пока неясно, как будет разрешена проблема с их допуском до квалификационных соревнований на ближайшие ОИ. А какая ситуация сложится к 2026 году – непонятно тем более. Но беларусскому зрителю все равно было бы интересно следить за соревнованиями такого уровня.
Тем временем беларусский НОК занят утверждением состава делегации на II зимние Международные спортивные Игры «Дети Азии», которые с 23 февраля по 5 марта примет Кемеровская область – Кузбасс. Эти игры по БТ наверняка покажут. Таков теперь уровень беларусского телевидения. Кузбасс вместо Олимпиады. Беда в том, что отмываться от заработанного флера, восстанавливать потерянное членство, реноме и связи Беларуси в будущем предстоит годами. Даже после того, как страна станет демократической. Это касается всех сфер – от политики и экономики до спорта и телевидения.
Впрочем, беларусские зрители именно «рискуют остаться», а не гарантированно остались без трансляций с будущих ОИ. Дело в том, что в нашей стране вступил в силу закон «Об ограничении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности». Согласно статье 1 этого документа, «в целях обеспечения функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры, развития интеллектуального и духовно-нравственного потенциала общества, обеспечения доступа к достижениям мировой культуры и событиям современной жизни» допускается использовать объекты интеллектуальной собственности без согласия (разрешения) правообладателя или организации по коллективному управлению имущественными правами из иностранных государств, совершающих недружественные действия. В том числе и передачу организации вещания, правообладателем которой является лицо, включенное в перечень правообладателей передач, и аудиовизуальные произведения.
Насколько «развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала общества» сочетается с банальным воровством, решайте сами. Однако нельзя исключать того, что Белтелерадиокомпания изыщет возможность «увести» чужой сигнал и показать будущие Олимпиады если не в прямом эфире, то хотя бы в записи. Хотя до зимней Олимпиады-2026 остается еще три года, и за это время многое может измениться. А пока, когда будете следить за спортивными соревнованиями по БТ – вспоминайте Николая Дедка, который продолжает бороться и за решеткой, за что власти перевели политзаключенного на тюремный режим.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.