Скриншот видео ОНТ
К 9 августа — пятилетней годовщине массовых протестов по случаю фальсификации выборов в Беларуси — телеканал ОНТ выпустил очередную пропагандистскую агитку. Что же, как констатировалось в старом рекламном ролике, — «иногда лучше жевать, чем говорить». Потому что, по сути, герои сюжета ОНТ попросту дали признательные показания против самих себя.
Сознательно, или же по глупости, авторы фильма помогли сложить воедино пазл разработанного режимом плана по выдворению из страны по сути уже президента-электа Светланы Тихановской. Плана, довольно примитивного и в итоге провалившегося.
Итак, 9 августа 2020 года. Режим понимает, что выборы прошли не по заданному сценарию, а Тихановская одерживает победу. Понимает и начинает действовать привычными методами — давить и запугивать.
Высокопоставленные силовики берут Тихановскую в оборот. В ЦИК, куда она пришла подать жалобу на объявленные предварительные результаты выборов, приезжает лично начальник Оперативно-аналитического центра при Лукашенко Андрей Павлюченко.
В нарушение закона он оказывает прямое давление на конкурента своего босса, вынуждая ее выйти из игры и покинуть страну. При этом в вышедшем на ОНТ фильме Павлюченко лично рассказывает об этом, даже не пытаясь преуменьшить свою роль в этой истории. Тем временем статья 73-я Избирательного кодекса Беларуси гарантирует равенство прав и обязанностей кандидатов на пост главы государства. Но силовики действуют исключительно в интересах кандидата Лукашенко.
На самом деле это называется переворотом и узурпацией власти. Тихановскую же необходимо убрать со сцены. Задействовав угрозы, шантаж детьми и судьбой мужа Сергея Тихановского, уже арестованного к тому времени по надуманному поводу. Аргументов достаточно для того, чтобы сломать даже сильного человека. Нет ничего удивительного в том, что Светлана спасовала перед угрозами.
Не знаю, на чем именно строился расчет с высылкой. На том, что Тихановскую в изгнании «съест» старая оппозиционная гвардия и она «потеряется» в толпе? На том, что планировалась депортация и других видных активистов, например Марии Колесниковой, и, по мнению спецслужб, за границей все штабы, как водится, переругаются между собой? На том, что, оставив в стране заложником мужа, Тихановская пойдет на попятную и уйдет из политики?
Впрочем, это не столь важно. Важно то, что теперь силовикам требовалось придумать «убедительное» объяснение тому, почему кандидат в президенты был в прямом смысле депортирован из страны. С фантазией у них, как оказалось, дела обстоят не блестяще. Так и была сгенерирована версия о том, что Александр Лукашенко лично спас Светлану Тихановскую от уготованной ей роли «сакральной жертвы» и по ее же просьбе вывез из страны. Эту историю политик и озвучил на памятном совещании 9 октября 2020 года.
Изобрести нечто оригинальное не смогли. Судя по всему, за основу сценария был взят пожар в одесском Доме профсоюзов. Его и попытались перенести на нашу действительность, выдумав историю о готовящемся поджоге в здании объединенного штаба на улице Веры Хоружей в Минске. А на роль главного заговорщика определили ненавистного режиму Павла Латушко.
Только план посыпался практически сразу, поскольку за границей Тихановская не замолчала. Мало что рассказала о том, как все было на самом деле, так еще и сумела стать лидером беларусских демсил. Может, тогда и полетели головы. И провал плана «добровольный выезд» стал еще одной монеткой в копилку отставки высокопоставленных силовиков — Валерия Вакульчика с поста председателя КГБ, Юрия Караева — с поста министра МВД, а Андрея Равкова — с должности госсекретаря Совбеза.
Правда, с тех пор общественность историю с депортацией Светланы Тихановской малость подзабыла. Да и ладно, не возвращаться к этой скользкой теме, казалось бы, в интересах самого режима. Но пропагандисты и их кураторы сдуру решили накануне годовщины тех событий напомнить о ней вновь. И тем самым сами себя высекли.
«Доказательства» заговора Латушко настолько неубедительны, что становится неловко. Тут и рассказ некоего Александра Гусака, который называет себя руководителем службы безопасности сперва штаба Виктора Бабарико, а впоследствии и Объединенного штаба демсил. На самом же деле, как рассказал «Зеркалу» представитель команды Бабарико Иван Кравцов, Гусак таковым вовсе не являлся. При штабе вообще не существовало такой структуры. А порядок на массовых встречах с участием Тихановской обеспечивали волонтеры, к которым Гусак и примкнул. По словам Кравцова, ни к каким данным или ресурсам он доступа не имел.
Чтобы хоть чем-то «подпереть» сказку с гипотетическим «поджогом», в фильм включены крайне топорная съемка якобы состоявшейся «встречи» Гусака с Латушко и невнятная аудиозапись их «разговора». Что до съемки, то ведется она со спины. Мы видим всего лишь фигуру человека в сером костюме. Ни разу в ходе «встречи» лицо Латушко не попадает в кадр. И это удивительно — попади такой компромат к спецслужбам на самом деле, они бы наверняка постарались задокументировать все в деталях. Так, чтобы никаких сомнений не возникало.
А так на выходе пшик. Идентифицировать голоса по аудиозаписи тоже невозможно — настолько низкого она качества. Половину фраз, которые, судя по расшифровке, произносят собеседники, вовсе не разобрать. Версия хромает и потому, что в июле 2020 года Павел Латушко еще не присоединился к демсилам, а возглавлял Купаловский театр. Неудивительно, что политик в комментарии «Нашай Нiве» назвал вышедший на ОНТ сюжет «телеспектаклем для одного зрителя».
Александр Гусак оказался не промах — узнав о «планах Латушко» принести «сакральную жертву», он позвонил своему бывшему сослуживцу. Которым, естественно абсолютно случайно, оказался ни кто иной, как Николай Карпенков — на тот момент начальник главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД, а ныне заместитель министра внутренних дел — командующий внутренними войсками. Как же «повезло» Карпенкову с такими приятелями! Ну просто как по заказу.
Сцена с вывозом Тихановской тоже выглядит неубедительно. На экране мы видим перепуганную женщину, которой начальник ОАЦ Андрей Павлюченко передает конверт. «Возьмите деньги, о которых вы просили», «спрячьте их, а то будет неудобно». При этом сама Тихановская молчит. Она не благодарит за деньги, которые якобы просила. Похоже, в этот момент она вовсе находится в прострации и толком не понимает, что происходит вокруг.
«Вы можете остаться, мы обеспечим вашу безопасность», — говорит Тихановской Павлюченко. Но и на эту реплику со стороны кандидата в президенты нет никакой реакции. Ни подтверждения желания уехать, ни отрицания. Ничего. Ох, как бы хотелось силовикам заполучить хоть односложный, но ответ. Однако его нет.
И вишенкой на торте — Павлюченко звонит сначала заместителю министра внутренних дел Геннадию Казакевичу, затем адъютанту Лукашенко и сообщает, что Светлана Тихановская и сопровождающая ее Мария Мороз попросили его поехать с ними до границы. Теперь Мороз подтвердила — она опасалась, что без высокопоставленного силовика в салоне поездка может закончиться трагедией
«Девочки просили, чтобы я поехал с ними», «я поеду с ними до границы» — этот посыл в разной форме звучит из уст Павлюченко несколько раз. Выглядит так, словно начальник ОАЦ, зная своего шефа, опасается попасть под раздачу — как бы по ходу тот не скомандовал внести в план коррективы, ликвидировав депортируемых по дороге. Потому и повторяет неустанно, что тоже будет в том же авто.
Нас хотели убедить в «заговоре» Латушко, в добровольном отъезде Тихановской. А в результате герои фильма дали показания против самих себя. Они попросту взяли и признались в заговоре и в принудительной депортации кандидата в президенты страны. Этот фильм с признаниями нужно обязательно сохранить — на суде пригодится.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news