В то время, как беларусские власти пытаются не замечать коронавирус, в Польше он уже вызвал серьезные экономические и политические проблемы и может стать причиной отмены президентских выборов. Выборы должны пройти 10 мая, но вокруг их проведения возникает все больше разногласий. Голоса недовольства раздаются не только со стороны оппозиции, но и внутри правящей коалиции.
До выборов остается всего 10 дней, но возможности проведения кампании существенно ограничены. По состоянию на 30 апреля в 38-миллионной Польше зарегистрировано 12877 случаев коронавируса и 644 смертей, вызванных его последствиями. С 20 апреля в стране сняты некоторые ограничения, введенные ранее. В частности, открыты для посещения парки и леса. Детям старше 13 лет разрешено перемещаться вне дома без присмотра взрослых, разрешен выход из дому в рекреативных целях, в магазинах и храмах может находиться большее количество людей, открыты магазины одежды и парикмахерские.
Правительство огласило четырехэтапный план постепенного снятия ограничений под названием «Новая нормальность», который будет реализовываться в зависимости от динамики эпидемиологической обстановки. Очередное смягчение ограничений, которое будет включать открытие детских садов и яслей, торговых центров, отелей, вступит в силу 4 мая.
Но в этой стране все еще действуют серьезные карантинные меры, введенные с началом эпидемии коронавируса, при которых невозможно проведение полноценной предвыборной кампании. Закрыты все рестораны и учебные заведения, отели, спортивные площадки. Наложен полный запрет на публичные мероприятия, несколько кандидатов снялись с выборов из-за невозможности собрать подписи для выдвижения в связи с эпидемией коронавируса. За нарушение ограничений грозят крупные штрафы – до 30 тысяч злотых (8000 евро). Таким образом, возможности мобилизации сторонников ограничены интернетом и традиционными СМИ.
Из 35 зарегистрированных избирательных комитетов кандидатов лишь 19 передали подписи в комиссию и лишь 10 были зарегистрированы и попадут в избирательные бюллетени. Наиболее известные и перспективные кандидаты — это представитель крупнейшей оппозиционной партии «Гражданская платформа» Малгожата Кидава-Блоньска, руководитель крестьянской партии PSL Владислав Косиняк-Камыш, журналист Шимон Холовня, руководитель левоцентристской партии «Весна», ЛГБТ-активист Роберт Бедронь, представитель либертарианской партии «Конфедерация» Кшиштоф Босак, а также действующий президент Анджей Дуда, формально беспартийный, но пользующийся безусловной поддержкой правящей партии «Право и Справедливость».
Оппозиционные партии не смогли договориться о выставлении единого кандидата. Причиной этому стали не только идеологические разногласия и личные амбиции, но и действительно запутанная ситуация на электоральном поле. Две крупнейшие партии – оппозиционная «Гражданская платформа», находившаяся у власти 8 лет, и правящая ныне «Право и Справедливость» имеют наибольшее количество верных избирателей, но и высокие отрицательные рейтинги. Поэтому, согласно опросам, наибольшие шансы выйти во второй тур выборов имеет кандидат «Гражданской Платформы» Малгожата Кидава-Блоньска, но велико также количество избирателей, которые не проголосуют за нее ни при каких условиях. И это может послужить дополнительным фактором мобилизации сторонников Анджея Дуды. В то же время, руководитель крестьянской партии PSL 38-летний Владислав Косиняк-Камыш имеет меньше шансов на выход во второй тур, но в случае выхода смотрится там гораздо лучше за счет того, что не имеет такого высокого отрицательного рейтинга и не вызывает такого раздражения даже у умеренных сторонников действующего президента.
Впрочем, может оказаться, что все эти расклады не будут иметь никакого или почти никакого значения. К отмене или переносу выборов призвали все оппозиционные кандидаты. Они говорят о том, что в условиях жестких ограничений не может быть речи о полноценной президентской кампании, а также указывают на неравенство условий ее проведения. Действительно, президент Анджей Дуда и предствители правящей партии непрерывно находятся в центре внимания СМИ, демонстрируя заботу о поляках и рапортуя о том, какие меры предпринимаются для борьбы с коронавирусом. Это тем более удобно для них, что антикоронавирусные мероприятия действительно имеют место и не ограничиваются только запретительными и карательными мерами. В рамках пакета законов «Антикризисный щит» на преодоление экономических последствий коронавируса выделено более USD 50 миллиардов, которые пойдут на пособия родителям, оставшимся дома с детьми, поддержку бизнеса, охрану здоровья, помощь работникам, укрепление финансовой системы и программу публичных инвестиций. Предприниматели освобождаются от части налогов, приостановлена значительная часть выплат по лизингу.
Не удивительно, что в столь благоприятной обстановке «Право и Справедливость» демонстрирует решимость провести выборы в намеченный срок. Но полностью игнорировать фактор коронавируса и избегать обвинений в наплевательском отношении к жизням поляков, которые могут быть подвергнуты опасности в результате возможной вспышки инфекции в связи с выборами, не получается. Большие проблемы могут быть и с явкой избирателей. По данным Института рыночных и общественных исследований, только 20,7% поляков намерены принять участие в выборах, если они состоятся 10 мая, а более трех четвертей выступают за их перенос на год.
В условиях эпидемии сама техническая сторона организации выборов оказалась под вопросом. Проблемы возникли даже на уровне комплектации комиссий. Так, по словам председателя Государственной избирательной комиссии Сильвестра Мартиняка, они едва укомплектованы наполовину. Из необходимых 250 тысяч человек принять участие в комиссиях согласилось 130-140 тысяч.
В этих условиях «Право и Справедливость» выступила с инициативой принять закон об изменениях в избирательном праве и ввести возможности голосования по почте. В соответствии с предлагаемыми изменениями, избиратели получат бюллетени по почте и, заполнив их, вышлют в территориальные избирательные комиссии. Ранее такая процедура была предусмотрена только для избирателей с ограниченными возможностями. Теперь полякам предложено голосовать только так, а часть обязанностей членов избирательной комиссий переложить на почтальонов, которые в ограниченные сроки должны будут доставить избирателям и от них около 30 миллионов писем.
Это предложение раскритиковала оппозиция и большинство экспертов и юристов, специализирующихся на избирательном праве. Многочисленные противники поправок утверждают, что они нарушают базовые принципы проведения демократических выборов, в частности, принцип прозрачности. Также они сомневаются в независимости работников «Польской почты», которые связаны с ней трудовыми отношениями и в самих технических возможностях почтовой службы, которая и без работы в авральном режиме нередко теряет письма.
Но 6 апреля проект закона был принят Сеймом — нижней палатой парламента, где у «ПиС» большинство, и находится на рассмотрении Сената – верхней палаты парламента, где большинство у оппозиции. 7 мая состоится повторное голосование в Сейме, где оппозиция надеется взять реванш, не приняв предложенные изменения.
Закон о голосовании по почте раскритиковало также Бюро Демократических Институтов и Прав Человека ОБСЕ. Организация считает, что документ требует значительной доработки в части обязательств, которые налагает на Польшу членство в ОБСЕ. «Внесение настолько значимых изменений в такой близости к дню выборов во время, когда ведутся приготовления к ним, расходится с правилами стабильности организации выборного процесса», – говорится в заявлении.
О своем отказе от участия в выборах в такой форме заявила одна из основных оппонентов Анджея Дуды Малгожата Кидава-Блоньска:
«Мы не знаем даты выборов. Единственное, что мы знаем точно — это то, что я являюсь кандидатом на выборах, которые пройдут в день, когда это будет безопасно для поляков, и которые проведет Государственная избирательная комиссия. Посмотрим, что произойдет 7 мая. Я верю, что оппозиция добьется изменения даты выборов и их проведения нормальным образом».
Кандидатка не считает возможным проведение выборов, когда ключевую роль в их организации будет играть не предусмотренная конституцией Государственная избирательная комиссия, а государственное предприятие «Польская почта».
«Я не буду принимать участия в выборах по почте, даже если они будут проведены в более поздний срок – например, 17 или 23 мая. В выборах, организованных таким образом, если даже они будут в июне, если это будут выборы по почте, организованные «Польской Почтой» – я участвовать не буду», – сказала она.
При этом фамилия Кидавы-Блоньской остается в бюллетене. Она подчеркивает, что остается кандидатом в президенты, но отказывается участовать в выборах, если они пройдут в мае на условиях «ПиС». Кроме того, она считает, что статус кандидата в президенты позволит ей более эффективно оспаривать результаты таких выборов в Верховном суде.
Неудивительно, что в такой ситуации эмоции участников процесса и наблюдателей накалены до максимума. На правящую партию сыплются обвинения в нарушении конституции и избирательного кодекса. В публичном пространстве не стесняются таких слов как «переворот», «госизмена», «демонтаж верховенства права» и так далее. Впрочем, победа Анджея Дуды возможна без внесения каких-либо изменений в избирательное законодательство. Дело в том, что в Польше нет нижнего порога явки на президентских выборах и победителем становится тот, за кого отдаст свой голос большинство проголосовавших, независимо от того, сколько их было. Поэтому в условиях ограниченной явки Анджей Дуда был бы однозначным фаворитом за счет большей дисциплинированности своего электората. По данным Института рыночных и общественных исследований, ожидаемая на этих выборах рекордно низкая явка обеспечила бы уверенную победу действующему президенту уже в первом туре.
Это не то, чего хотят Анджей Дуда и правящая партия. Анджей Дуда стал президентом с обещанием «быть президентом всех поляков», независимо от их партийной принадлежности. Но на протяжении своей первой каденции он не смог или не захотел разорвать связь с «Правом и Справедливостью» и выйти из тени Ярослава Качиньского – брата близнеца погибшего в авиакатастрофе президента Леха Качинского, которого справедливо считают серым кардиналом польской политики, так как его влияние на нее, а также на президента, значительно сильнее, чем то, которым обладает рядовой парламентарий, которым он формально является.
«Право и справедливость» многие ошибочно называют право-консервативной партией. Идеологически «ПиС» действительно стоит на консервативных позициях, но их экономической моделью является условный «государственный патернализм». На протяжении всего пребывания у власти «ПиС» последовательно перекачивает деньги из карманов налогоплательщиков в масштабные социальные программы. Визитной карточкой и главной гордостью этой партии стала программа «500+» – ежемесячная безусловная выплата пособия размером в 500 злотых на каждого ребенка, начиная со второго, а затем и на каждого. Реализуется также программа «13-я пенсия», направленная на помощь пенсионерам. Освобождены от налогов молодые люди в возрасте до 26 лет… И другие масштабные социальные проекты, повышающие нагрузку на бюджет и налоговую нагрузку бизнес.
В годы экономического процветания все было неплохо, хотя критики утверждали, что такое «раздавание денег» ведет к росту инфляции. Перед лицом неизбежного экономического кризиса и рецессии, которая будет усилена последствиями коронавируса, ситуация не выглядит такой радужной и не исключено, что правящей партии придется держать ответ перед избирателем за свою политику. Министерство финансов считает, что в 2020 году Польша — впервые с начала экономических преобразований в 1989 году – столкнется с рецессией и прогнозирует падение ВВП на 3,4%, при том, что в прошедшем году рост составил 4,1%. Именно нежеланием подойти к выборам с багажом ответственности за экономический кризис объясняют наблюдатели нежелание переносить выборы на более поздний срок. Так или иначе, вероятно, вторая каденция для Анджея Дуды будет сложнее, чем первая, и ему нужен будет сильный мандат, а не напоминания о том, что его избрала лишь небольшая часть населения, и обвинения в возможной вспышке коронавируса среди посетителей избирательных участков.
Ситуацию обсуждают и в правящей парти. Многие понимают, что в случае новой вспышки эпидемии после голосования, эти выборы могут стать последними, которые кандидат, поддержанный «Правом и Справедливостью», выиграет за много лет. Своего рода компромиссное решение предложил лидер партии «Согласие», входящей в правящую коалицию, вице-премьер и министр науки и высшего образования Ярослав Говин. 5 апреля он подал в отставку, высказался против проведения выборов 10 мая и выступил с предложением внести в конституцию изменения, которые увеличат срок президентских полномочий с пяти лет до семи, и продлить на два года срок пребывания Анджея Дуды в должности без возможности переизбрания. В качестве альтернативы Говин предложил коллегам по парламенту огласить на короткое время режим чрезвычайного положения в связи со стихийным бедствием, что позволило бы решить «проблему 10 мая». Эти предложения не нашли поддержки у лидера «ПиС» Ярослава Качинского, и теперь не исключен выход партии Говина из правящей коалиции, что превратит правительство «Права и справедливости» в правительство меньшинства. Это, а также полное отсутствие доверия между различными политическими группами, может привести к тяжелому политическому кризису в Польше, что негативно скажется на устойчивости страны перед лицом надвигающегося экономического кризиса.
Кто выигрывает от данной ситуации, так это силы, ранее находившиеся на грани политической маргинальности. Так декларативно либертарианская «Конфедерация» – ситуативный союз крайне специфических политиков, еще недавно балансировала в опросах на грани статистической погрешности, и с трудом вошедшая в парламент, сегодня борется за третье место в опросах. Свои симпатии к ней декларируют в разных социологических исследованиях от 8 до 11% респондентов. Эта партия, выдвинувшая своим кандидатом на пост президента молодого лидера из ультра-правой среды Кшиштофа Босака, успешно критикует правящую коалицию за необоснованно жесткие карантинные меры и недостаточную поддержку бизнеса, оппозицию – за неспособность договориться, играет на антиевропейских и антиамериканских настроениях, критикует НАТО и делает ставку на поколение, родившееся после 1989 года. Эти люди уже не помнят, какой была Польша до демократических и экономических преобразований, но им страшно надоела ругань политиков традиционных партий, сложная система налогообложения и бюрократия.
Вероятно, уже к следующим выборам электоральный ландшафт Польши изменится до неузнаваемости, и не факт, что силы, борющиеся сегодня за лидерство, найдут на нем свое место. И это гораздо важнее, чем то, кто станет президентом на нынешних выборах.
***
Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика Reform.by на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!