«Народный опрос» и «Центр новых идей» опубликовали результаты исследования «Беларусская диаспора: портрет, связи и перспективы». Это необычный соцопрос – как поясняют авторы, точных цифр о численности беларусов в эмиграции на сегодняшний день нет. Поэтому представленные данные стоит воспринимать скорее как иллюстрацию трендов и тенденций в диаспоре, нежели как репрезентативное социологическое исследование. Однако полученные результаты позволяют представить, как выглядит сегодня беларусская диаспора, каких взглядов на будущее придерживаются беларусы в эмиграции, в каких инициативах они участвуют и как можно использовать этот потенциал.
После событий 2020 года из-за развернувшихся репрессий покинуть свою страну были вынуждены многие беларусы. Речь может идти о сотнях тысяч человек. По данным Управления социального страхования Польши (ZUS), в ноябре 2022 года взносы в фонд соцстраха платили 105,9 тысячи граждан Беларуси. Это значит, что в польских компаниях официально трудоустроены более ста тысяч беларусов. Департамент миграции МВД Литвы недавно сообщал о 48,8 тысячах граждан Беларуси, официально зарегистрированных и проживающих в этой стране. Так что только в Польше и Литве живут и работают как минимум 150 тысяч человек.
Согласно результатам исследования, Польша, Грузия и Литва входят в тройку стран, в которых на сегодняшний день проживает больше всего беларусов – 45%, 10% и 8% соответственно. На четвертом месте – Германия с 6% наших граждан. Именно в эти государства ехало большинство беларусов, вынужденных покинуть свою родину после 2020 года. А вот в диаспорах Старой Европы – в Германии, во Франции, в Англии и в ряде других стран наибольшую долю наших сограждан составляют те, кто покинул Беларусь раньше.
Эксперты не ошибались, когда заявляли, что в результате вынужденной эмиграции наша страна потеряет значительную часть экономически активного и образованного населения. По данным исследования «Народного опроса» и «Центра новых идей», подавляющее большинство представителей беларусской диаспоры – люди с высшим образованием: 74% от общего количества тех, кто принял участие в опросе. Еще 13% имеют послевузовское образование.
К тому же страну покинула, главным образом, молодежь. Три четверти представителей диаспоры – люди моложе 40 лет: 18-30 лет – 30%; 31-40 лет – 47%.
Примечательно, что подавляющее большинство уехавших, в пику заявлениям беларусских властей о том, что они «нигде не нужны, кроме своей земли», смогли найти себя за границей. По данным исследования, половина беларусов зарубежья работает по найму в частном секторе, около 20% определяют себя как фрилансеров (варианты ответа – самозанятый, ИП). Большая часть представителей беларусской диаспоры имеют сравнительно высокий уровень дохода: 12% заявили, что у них очень высокий доход, 34% обладают средствами, достаточными для покупки автомобиля, 28% могут свободно позволить себе дорогие покупки. В сумме это 74% от общего числа респондентов, принявших участие в опросе. Тех, кто заявил, что им не хватает денег даже на питание, немного – всего 0,7%.
Среди причин, вынудивших беларусов принять решение об отъезде из своей страны, лидируют ощущение незащищенности, отсутствие безопасности и преследование со стороны властей. Но значительная часть эмигрировала потому, что не видела в своей стране перспектив для самореализации. Это тоже характеризует сегодняшнюю действительность, глубину кризиса, в котором оказалась Беларусь. В условиях стремительного возвращения нашей страны во времена СССР, вынуждены уезжать и те, кто просто хочет строить карьеру, жить и работать в условиях свободы. Даже если на родине таким людям напрямую ничто не угрожало.
Но экономические причины характерны для более ранних волн миграции – до 2020 года. А вот среди представителей последней волны влияние экономических факторов значительно меньше. Это позволяет сделать вывод, что главной причиной решения об отъезде для уехавших из Беларуси в течение последних двух лет стали именно политический кризис и репрессии.
При этом беларусы, как утверждают авторы исследования, не теряют связей с родиной и между собой. За границей они продолжают интересоваться тем, что происходит в Беларуси: 9 из 10 респондентов как минимум в раз в день читают новости о событиях в стране. При этом 75% опрошенных делают это несколько раз в день. Представители диаспоры также сохраняют контакты с близкими людьми, оставшимися на родине. Прежде всего это касается связей с родственниками (93%) и друзьями (80%). А вот интенсивность коммуникации с оставшимися в стране коллегами и единомышленниками существенно ниже.
Помимо личных связей, пусть и в меньшей степени, сохраняются контакты с различными сообществами. При этом сообщества, которые сохраняют наибольший потенциал, не имеют привязки к конкретным организациям и формируются вокруг независимых проектов и инициатив.
Беларусы за границей не теряют и связей между собой. 95% респондентов отметили, что в том или ином виде они поддерживают отношения с другими беларусами, покинувшими родину. При этом значительная часть опрошенных – 61% – отметили, что общаются с согражданами по всему миру, а не только в своей стране проживания. Это дает надежду, что беларусская диаспора сможет координировать свои усилия, реализовывать межстрановые проекты и инициативы, которые способны принести пользу Беларуси.
Основные форматы помощи своей страны, на которые беларусы в эмиграции планируют делать упор – применение своих знаний, умений и навыков в различных проектах, краудфандинг в пользу беларусского гражданского общества, финансовая помощь образовательным и культурным инициативам.
Однако в результатах исследования можно услышать и тревожные ноты. Как подчеркивают его авторы, один из самых болезненных вопросов, связанных с миграцией беларусов, – планируют ли они возвращаться на родину? И четверть участников опроса – 25% – на сегодняшний день не планируют возвращаться в Беларусь. При этом 5,5% убеждены, что точно не вернутся в свою страну.
Вернуться «однозначно» или «скорее всего» планируют 42% респондентов. 32,6% затруднились ответить на этот вопрос. Авторы исследования называют эту ситуацию «относительно оптимистической». Однако нетрудно спрогнозировать, что чем дольше беларусы будут находиться в эмиграции, тем меньше может оказаться доля тех, кто впоследствии, даже после перемен в стране, решит вернуться домой. Многие обустраивают быт, находят хорошую работу, в перспективе смогут приобрести жилье в новой стране. И в этом случае возращение может не состояться никогда. А Беларусь окончательно потеряет значительную часть своих активных и образованных граждан. Особенно если существующее положение дел в нашей стране сохранится надолго.
Впрочем, как отмечают авторы исследования, даже принятое частью диаспоры решение остаться за границей навсегда не означает полного разрыва с родиной. Из тех, кто не планирует возвращаться, 70% рассчитывают принимать участие в развитии Беларуси после ухода Александра Лукашенко. Например, инвестировать в бизнес-проекты в свободной Беларуси готовы 34%. 29% готовы рассматривать варианты открытия своего бизнеса в нашей стране. А 26% – оказывать финансовую помощь для реализации инфраструктурных проектов.
Пожалуй, главный вывод, который можно сделать из проведенного исследования, заключается в том, что беларусская диаспора и количественно, и качественно обладает значительным потенциалом. Она может стать силой, способствующей и переменам в Беларуси, и развитию нашей страны в будущем. Особенно если беларусам за рубежом удастся скоординировать свои усилия. Или координацией действий диаспоры займется заинтересованная политическая структура, которой удастся объединить разрозненные пока инициативы.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.