Социальные сети на днях облетело видео якобы использования израильской лазерной системы «Железный луч» против ракет, запускаемых исламистами из сектора Газа.
Кадры фейкового «использования» Израилем лазерной противоракетной системы 11 октября 2023 года:
Однако впоследствии оказалось, что видео было взято из реалистичной компьютерной игры Arma 3, которая описывает вымышленную войну в будущем и может легко модифицироваться игроками. Разработчик игры чешская компания Bohemia Interactive уже сообщала, что игра используется для создания фейковых видео о современных конфликтах, в том числе о войнах в Украине, Афганистане и Сирии.
Однако это не значит, что лазерное оружие само по себе является фикцией и не может появиться на полях сражений уже в ближайшем будущем. Целый ряд стран разрабатывает подобные установки и уже имеет рабочие прототипы оружия нового поколения.
Какие выгоды может дать лазерное оружие в современной войне? Где и какие лазерные установки уже стреляют и уничтожают цели?
Лазер — это сокращение с английского Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation (Усиление света с помощью принудительного излучения) — говоря совсем простыми словами, это устройство, которое преобразует изначальную энергию накачки, например, электрическую в пучок энергии в форме света.
Возможность такого преобразования и само устройство были изобретены не одномоментно. Эйнштейн в 1916 году предсказал само существование явления вынужденного излучения, потом шаг за шагом ученые продвигались вперед, пока в 1960 году американский физик Майман не создал первый в мире работающий лазер.
Изучение темы с тех пор не прекращалось — создаются многочисленные разновидности устройств, работающих на разных видах энергии, в разных средах, все более энергоэффективные, все более мощные, с разными целями и так далее.
Практически сразу лазерные технологии стали использовать в военных целях — лазерные целеуказатели, дальномеры, системы обнаружения, лазерные постановщики помех. Были разработки также ослепляющего и нелетального лазерного оружия.
Однако наибольшее внимание привлекают, конечно, разработки, в которых лазер используется как средство непосредственного и летального поражения цели.
В 20 веке наиболее активно лазерное оружие разрабатывалось во время Холодной войны в США и СССР.
Ученые и инженеры быстро выяснили, что создать лазерную установку для прямого уничтожения цели даже в виде обычного солдата в бронежилете довольно сложно. Главная причина — для работы такого оружия нужно очень много энергии, а значит установка делается слишком большой и требующей целой электростанции (или огромной батареи) для своей работы. Из-за этого пока нет сколько-нибудь практичного ручного лазерного стрелкового оружия.
Более того, на земле и в бою лазерам мешают разные атмосферные явления типа облаков и дождя, дым от взрывов и тому подобное. Преодоление всего этого также требует повышения мощности. Так что до сих пор о прожигании даже брони бронетранспортеров, не говоря уже о танках, речь вообще не идет.
Поэтому и СССР, и США прежде всего думали об использовании лазеров как средства противоракетной и противоздушной обороны. И современные самолеты, и ракеты могут вполне уничтожаться без необходимости пробивать хоть какое-то бронирование (которого на них практически никогда и нет).
Но даже для поражения небронированных целей нужно ставить лазерную пушку на стационарную основу с большой стационарной системой энергоснабжения или на самолет, или боевой корабль, которые сами по себе имеют мощные энергетические установки. Кроме того, рассматривалась возможность установки лазерных пушей в космосе — где нет ни облаков, ни дыма.
Советские разработки («Терра» — противоракетная система, «Омега» — противосамолетная) в целом были свернуты Москвой в 1980-х — 1990-х годах. Была также создана летающая лаборатория А-60 с лазерной пушкой на борту грузового самолета Ил-76МД. А в космос запустили в 1987 году макет разрабатываемой космической лазерной боевой платформы «Скиф». Однако «из-за нештатной работы его бортовых систем макет на заданную орбиту не вышел и приводнился в акватории Тихого океана».
В США наиболее разрекламированной стала лазерная часть программы президента Рейгана «Стратегическая оборонная инициатива» (SDI, Strategic Defense Initiative) также 1980-х годов. Предполагалось разработать систему зенитных ракет, а также лазерного оружия наземного и космического базирования для отражения советского ядерного нападения.
Предлагались лазеры с химической накачкой и идеи, которые звучали как научная фантастика — лазера с накачкой от ядерных взрывов, излучатели нейтральных частиц (пучковое оружие), атомная картечь, рельсотроны, миниатюрные спутники-перехватчики… В прессе СОИ стали называть программой «Звездных войн» — все это ассоциировалось с недавно вышедшими первыми фильмами Джорджа Лукаса.
В 1993 году СОИ, так и не ставшая реальностью, но профинансировавшая множество научных и прикладных исследований, также была закрыта. Однако развитие лазерного оружия не остановилось.
После завершения Холодной войны разработки стали менее амбициозными и несколько более приближенными к реальным задачам вооруженных сил.
Одной из целей лазеров остались ракеты, но это уже было не отражение массированного ядерного удара. Предполагалось создать установки, которые будут способны сбить одну или несколько ракет, которые будут запущены террористами или каким-либо государством-изгоем типа КНДР.
Кроме того потенциальными целями для лазеров стали беспилотники — как воздушные, так и морские. При этом лазеры используются как для ослепления целей, так и для их уничтожения.
Лидерами в гонке предположительно являются США и Китай. Разрабатывают лазерное оружие и другие государства — Великобритания, Турция, Япония, Германия, Россия, Израиль.
Так, на американском десантном корабле-доке «Понсе» была установлена первая мобильная боевая лазерная пушка AN/SEQ-3 Laser Weapon System, созданная компанией Kratos Defense & Security Solutions.
Испытания лазерной пушки, установленной на корабле американского эсминца Dewey:
В сентябре 2014 года командир корабля получил разрешение использовать пушку для обороны корабля и, хотя согласно Конвенции по запрещению некоторых видов обычных вооружений 1980 года, лазер нельзя использовать против людей, пушка на испытаниях уже сбивала летающие цели, а также уничтожила двигатель катера-дрона.
Испытываются аналогичные системы наземного и авиационного базирования.
Например, РФ заявила в 2018 году о создании комплекса «Пересвет», который якобы выполняет задачи противовоздушной и противоракетной обороны. Якобы они применялись в Сирии и уже имеются в войсках. Однако об их боевом применении и эффективности в ходе войны в Украине ничего неизвестно.
В 2019 году Турция представила боевой лазер ALKA компании Roketsan. Согласно официальной информации, оружие разрабатывалось в ответ на участившиеся атаки беспилотников на турецкие войска.
Установка мощностью 50 кВт, как сообщается, может «стрелять» как лазером, так и электромагнитным импульсом, имеет электрооптическую и радарную систему автоматического распознавания и отслеживания сразу нескольких целей.
Дальность стрельбы лазером на то время — 500 метров. Современная модификация обещает 750 метров.
Если верить официальной информации, в том же 2019 году ALKA, установленная на бронеавтомобиль, сбила китайский ударный беспилотник Wing Loong II во время боев в Ливии. Если это так, то это первое настоящее использование лазерной пушки на поле боя.
Это разработка крупной израильской компании Rafael Advanced Defense Systems, представленная в 2014 году. Цель — уничтожение ракет малой дальности, беспилотников, артиллерийских снарядов и минометных мин на дальности до 7 километров.
Таким образом данная система является «оружием последнего шанса» и служит для уничтожения вражеских боеприпасов, которые все-таки преодолели ракетную оборонительную систему «Железный купол». Сообщается, что стоимость выстрела «Железного луча» всего около $2000, а стоимость обычной ракеты-перехватчика — около $100 000.
Система состоит из радара, пункта управления и двух мощных лазеров. Однако информации о том, что она уже достигла операционной готовности, нет — в октябре 2022 года Rafael Advanced Defense Systems сообщала, что для начала боевого использования нужно еще 2-3 года. В мае 2023 года компания представила аналогичную систему для размещения на военных кораблях.
Реальной боевой лазерной системой Израиля является более простой и менее мощный комплекс Light Blade, который производится компанией OptiDefense, был разработан в 2010-2015 годах. Сообщается, что он находился на вооружении израильской погранохраны (на автомобильной базе) и участвовал в перехвате запущенных из cектора Газа воздушных шаров со взрывчаткой и зажигательной смесью в 2020 году.
В целом «дело за малым» — за более мощными и компактными источниками энергии, за аккумуляторами большой емкости. И кто может сказать, что в ближайшем будущем нас не ждет новая энергетическая революция подобная той, что сменила век угля на век нефти и электричества?
Радикальные изменения в современных армиях и методах ведения боя войне могут прийти оттуда, откуда мы еще не знаем, и иметь причиной не только технологические, а, например, социально-экономические причины.
Так, в прошлом именно появление в городах мощной промышленности, затем такого класса, как пролетариат, массовое распространение нужных рабочим хотя бы рудиментарных технических знаний, создание современной пропаганды и средств массовой информации стало важным фактором начала Первой мировой войны — с ее многомиллионными армиями, использующими отравляющие газы, автоматическое оружие, танки, самолеты и артиллерию.
Изменения в массовой психологии, в политических системах, экологии и экономике независимо от желания или нежелания руководителей государств и ученых могут спровоцировать радикальные перемены в технологиях и в организации вооруженных сил.
Революция в военном деле иногда выглядит примерно так:
Комбинация же новой социально-политической действительности и внедрение сразу нескольких прорывных технологий способны привести нас в миры, о которых мы читали только в научной фантастике.
И боевой лазер, массовый дешевый беспилотник, биотехнологии, нанотехнологии — только некоторые из факторов возникновения вокруг нас новой реальности, которая вряд ли будет спокойной.