Польские власти выступили с конкретным предложением беларусскому режиму. В случае выполнения ряда условий закрытые погранпереходы на беларусско-польской границе могут вновь заработать. Инициатива заманчивая и выгодная беларусскому режиму. Теперь наступает момент истины — тест на самостоятельность Александра Лукашенко в принятии ключевых решений.
Комментируя итоги консультаций польского МВД со странами Балтии, на которых обсуждался механизм закрытия границы с Беларусью, заместитель министра внутренних дел Польши Мацей Вонсик заявил, что рассчитывает на смягчение политики официального Минска. В ответ польские власти готовы пойти на встречные уступки — например, открыть ранее закрытые пограничные переходы на границе с нашей страной.
«Если Беларусь не хочет быть изолированной, то должна начать сотрудничать. Это, очевидно, должно быть оплачено Беларуси. Может быть, откроем часть пограничных переходов, закрытых сейчас. Но если сотрудничества и реакции с другой стороны не будет, то в определенный момент все три страны, Польша, Литва и Латвия, закроют все пограничные переходы, не только дорожные, но и железнодорожные, и Беларусь фактически будет отрезана от Европы», – сказал он.
Что требуют от Лукашенко?
Напомним, что из-за спровоцированного беларусскими властями миграционного кризиса, давления на польское меньшинство в нашей стране и приговора журналисту Анджею Почобуту, Польша приняла решение закрыть все пункты пропуска на границе с Беларусью, за исключением погранперехода Брест – Тересполь для легковых автомобилей и пассажирского транспорта и Кукурыки – Козловичи для большегрузов. А после передислокации в нашу страну части наемников ЧВК «Вагнер» власти Литвы закрыли два из действующих шести пунктов пропуска на беларусско-литовской границе — Шумскас – Лоша и Тверячюс – Видзы.
Соседи заявляли о готовности пойти на еще более жесткие меры. По итогам проведенных консультаций в совместном заявлении министры внутренних дел Польши, Литвы, Латвии и Эстонии потребовали от Беларуси вывода группы «Вагнера», а также отвода мигрантов от границы и отправки их в страны происхождения. Иначе Беларусь рискует остаться отрезанной от Европы закрытыми границами. Кроме того, они объявили о планах закрыть границу с нашей страной в случае критических инцидентов — например, применения оружия на рубежах одного из государств или массового прорыва группы мигрантов.
«Мы решительно настроены на совместные действия. Если дойдет до критического инцидента, независимо от того, будет ли это граница польская, литовская или латвийская, мы немедленно предпримем ответные действия. Будут закрыты все пограничные переходы, которые пока открыты, равно как грузовые, так и пассажирские. Режим Лукашенко богатеет на товарном транзите, который проходит по территории Беларуси. Все переходы будут закрыты», – заявлял министр внутренних дел и администрации Польши Мариуш Каминьски.
Интерес режима
Полное закрытие границ, включая железнодорожное сообщение, стало бы для беларусского режима ощутимым ударом. Огромные очереди из фур на западных рубежах нашей страны дают основания предполагать, что объем грузопотоков между нашей страной и ЕС достаточно велик. А беларусские власти, по всей вероятности, реэкспортируют в РФ значительный объем поступающих в нашу страну товаров, в том числе и подсанкционных, получая немалые прибыли. Пользуясь тем, что введенные ЕС и его союзниками санкции против нашей страны не такие жесткие в сравнении с теми, что применяются против Москвы. Не исключено, что значительная часть попадающих через западные границы в Беларусь комплектующих идет на производство продукции в рамках совместных с Россией программ по ипортозамещению, что тоже приносит немалую выгоду.
Кроме того, закрытие границ и железнодорожного сообщения заблокирует поставки товаров из третьих стран, в том числе из Китая. Основные китайские товаропотоки в Европу идут морем, однако закрытие границ между Беларусью и ЕС не останется незамеченным и чревато снижением интереса Пекина к нашей стране. Да и прочие страны СНГ вряд ли будут рады блокаде удобных транзитных маршрутов. Добавим сюда потери транспортной отрасли, в том числе Беларусской железной дороги — по некоторым оценкам, речь может идти о десятках миллионов долларов в месяц.
Можно перечислять дальше, однако уже понятно — блокада границ не пойдет на пользу режиму. Напротив, открытие закрытых погранпереходов увеличит объемы товаропотоков. В ходе переговоров можно попытаться добиться и других уступок – например, возобновления финансирования Евросоюзом программ по возвращению мигрантов.
Предложение соседей о сотрудничестве и их готовность к разумному торгу (фраза о том, что «это, очевидно, должно быть оплачено Беларуси») представляется полезным и выгодным для официального Минска. В отличие от усиления конфронтации, которая, пусть и в теории, может привести к полному закрытию границ и потере доходов. Чем ответит режим?
Степень самостоятельности
Во многом миролюбивые инициативы соседей станут тестом на самостоятельность для Лукашенко. Теперь многое зависит от того, до какой степени он свободен в принятии решений. И на что способен без оглядки на Москву.
Отметим, что среди выдвинутых условий нет освобождения политзаключенного журналиста Анджея Почобута. Очевидно, это отдельный двусторонний трек между Варшавой и Минском, от разрешения которого зависит дальнейший диалог между двумя странами.
Пока же соседи требуют от Лукашенко выполнения двух требований — вывода группы «Вагнера», а также отвода мигрантов от границы и отправки их в страны происхождения.
Несмотря на заявления беларусского правителя о том, что «Вагнер» жил, «Вагнер» жив и «Вагнер» будет жить в Беларуси», проблема с ЧВК вполне может разрешиться сама собой. Вполне вероятно, что ее дальнейшая судьба будет решаться не в Минске, а в Москве, платежеспособность которой явно выше — кто-то из «вагнеровцев» заключит контракт с Минобороны РФ или другой российской ЧВК, кто-то уедет домой. Часть, возможно, перейдет на службу в отдельные беларусские подразделения. Если, конечно, Кремль не упрется и не решит продолжить нервировать ЕС, считая нахождение «вагнеровцев» в Беларуси необходимым рычагом давления. Хотя это представляется маловероятным — Москве выгоднее найти боеспособным наемникам лучшее применение. Таким образом, в довольно сжатые сроки остатки ЧВК «Вагнера» на беларусской территории могут «испариться». Так, к удовлетворению всех сторон, окажется выполненным первое условие.
С мигрантами сложнее. Сколько тут зависит от решений Лукашенко – большой вопрос. Очевидно, что миграционный кризис на границах ЕС был частью российского плана вторжения в Украину и дестабилизации в Европе. Судя по поступающей информации, значительная часть мигрантов попадает в Беларусь из РФ. И для того, чтобы снизить напряженность на границах, может потребоваться согласие Кремля.
После прозвучавших предложений мяч оказался на беларусской стороне. Возможных сценариев для Лукашенко не так и много. Либо пойти на деэскалацию и получить взамен выгоду и дополнительные возможности. Либо продолжать дальше в угоду Кремлю пилить сук, на котором сидишь. Однако что-то подсказывает — тут не обойтись без переговоров с Путиным, чтобы узнать мнение «старшего брата».
В любом случае по ответной реакции на польские инициативы можно будет сделать вывод о том, кто же принимает ключевые решения по беларусской проблематике. И где — в Москве или в Минске — оценивают, что для беларусского режима полезно, а что — нет.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: