За свою журналистскую карьеру неоднократно доводилось бывать на различных семинарах и тренингах. По окончании организаторы часто раздают анкету, в которой надо высказать мнение о том, насколько мероприятие оказалось познавательным и полезным. И что тут скажешь? Тебя пригласили, учили, кормили, оплатили дорогу и проживание. А ты им в ответ – ерунда полная ваша наука? Потому что опыт работающих в условиях демократии западных медиа не особо применим в стране, где журналистов за профессиональную деятельность закрывают в тюрьме на долгие годы? Да и ответь правду – это вряд ли изменит подходы организаторов, которые действуют по своим, понятным только им шаблонам.
Все это вспомнилось в связи с новостью о новом плане сотрудничества Совета Европы с беларусскими демсилами. Нужное, казалось бы, дело. Да только среди предусмотренных этой программой пятнадцати пунктов – все те же до боли знакомые тренинги и семинары. Для наших юристов и правозащитников, для журналистов и студентов. Все те же темы – «Внедрение стандартов Совета Европы в области прав человека в Беларуси», отмена смертной казни, борьба с дискриминацией, «Внедрение стандартов Совета Европы в области прав человека» и тому подобное. Насколько актуально все это сегодня для нашей страны, особенно в привязке к тому, на кого все эти тренинги рассчитаны?
Ладно бы Совет Европы намеревался работать с беларусскими властями и чиновниками. Те, может, и узнали бы что-то новое. Да и то вряд ли – на протяжении многих лет им все это тоже неоднократно разжевывалось на таких же семинарах. И то, что они не используют полученные знания, связано не с недостаточным количеством тренингов, а с нежеланием применять все это на практике в своей стране. К тому же всякое сотрудничество с официальным Минском Совет Европы прекратил вскоре после начала российско-украинской войны и поддержки беларусскими властями российской агрессии. Значит, европейцы намерены все это разъяснять беларусским демсилам.
С одной стороны, ждать от Совета Европы чего-то большего вряд ли приходится. Ведь цель это организации – сотрудничество в области стандартов права, свобод человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Взаимодействие с ней содействует институционализации беларусских демсил, укреплению международных контактов. Но беларусскому демократическому движению сегодня требуется и более значимая помощь.
Кого-то из наших демократических активистов нужно убеждать в ценности прав человека, верховенства закона или в необходимости отмены смертной казни? Объяснять, что дискриминация – это плохо? Внушать это людям, которые вынуждены были бежать из своей страны из-за творящегося там беззакония? Учить беларусских правозащитников отстаивать права человека? Когда каждый из них прошел такую школу борьбы, которая европейцам, по счастью, даже не снилась?
А для того, чтобы применить полученные и многократно закрепленные уже знания на практике, беларусским демократическим силам нужно сперва победить. Каким образом принятая Советом Европы программа с ее тренингами и семинарами способна содействовать этой победе, или хотя бы облегчению положения сражающихся что внутри страны, что вне – вопрос, остающийся без ответа.
Сегодня Беларуси очень нужны совершенно иные программы. Помощь политзаключенным и реабилитация тех, кто выходит после отбытых сроков на свободу. Помощь родственникам сидящих в тюрьмах. Программы поддержки тех, кто был уволен по политическим мотивам и не может теперь получить работу в собственной стране. Программы обучения для беларусских студентов, отчисленных за участие в протестах. Помощь в адаптации и поиске работы тем, кто вынужден был уехать из Беларуси, порой только с одним рюкзаком. Это так, навскидку – любая профильная общественная организация или тот же Объединенный переходный кабинет назовет еще не один десяток позиций, гораздо более значимых в нынешних условиях, чем любые семинары и тренинги.
Это было бы важнее, чем продолжать методично убеждать убежденных. И в тридцать шестой раз рассказывать какому-нибудь прошедшему огонь, воду, а то и пытки беларусскому правозащитнику о том, что смертную казнь обязательно нужно отменить. И ничего страшного в итоге не произойдет. Европейцы будто бы десятилетиями руководствуются известной максимой о том, что варвары всегда на Востоке. И мнят себя эльфами, долг которых – донести до остальных народов постигнутые ими истины.
Что же, эльфы действительно во многом опередили своих соседей. Но при этом забыли, что у порабощенных другие трудности. Эльфийский опыт для них может оказаться полезным. Но потом, когда соседи сумеют победить зло и перейти к более человеколюбивым формам правления. А сейчас лучше помочь им лечить раны, а не читать нотации.
Но пока программа сотрудничества Совета Европы с беларусскими демсилами выглядит примерно так: вместо того, чтобы взять старушку за руку и помочь перейти дорогу, ей начинают рассказывать историю правил дорожного движения с момента изобретения самодвижущихся экипажей. Небезынтересно, конечно. Но при этом, слушая лекцию, старушка остается на той же стороне проезжей части. И легче ей от полученных знаний не становится.
Дареному коню в зубы, конечно, не смотрят. И отказываться от сделанного предложения не очень удобно – эльфы же старались, хотели, как лучше. В другой раз могут и не предложить. Но все же важно, чтобы в Европе наконец-то посмотрели на беларусскую ситуацию, сняв розовые очки. Беларусь столкнулась с диктатурой и с войной. Для преодоления кризиса ей нужна масштабная помощь, а не кинолектории для школьников младших классов.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.