На дежурство поставлены переданные беларусской армии комплексы С-400 и «Искандер-М». Беларусь готовит самолеты для «специальных боеприпасов» – по всей вероятности, речь идет о возможности нести ядерное оружие. По словам российского президента, Беларусь и Россия договорились заниматься созданием новой военной техники и продолжать постоянные совместные учения. Так вкратце можно описать итоги переговоров Александра Лукашенко и Владимира Путина, в ходе которых они намеревались обсудить экономические вопросы. Сразу видно, что экономика двух стран прочно стоит на военных рельсах.
Владимир Путин не был в Беларуси более трех лет. Последний раз он посещал нашу страну в июне 2019 года — тогда российский президент принял участие в церемонии закрытия II Европейских игр. С тех пор встречи с Александром Лукашенко проходили исключительно на российской территории или во время международных саммитов. И вот Путин решил приехать в Минск, несмотря на близость беларусской столицы к Украине, с которой Россия ведет войну, и к ненавистному российскому лидеру НАТО. По информации мониторинговой группы «Беларускi Гаюн», во время перелета российского президента в Минск для конспирации в воздух были подняты сразу три самолета, на которых летает Путин. Российский лидер наверняка полагал, что сильно рискует.
Приезд российского лидера в Минск можно рассматривать как реверанс в сторону Лукашенко, демонстрацию особого отношения к союзнику. Но к союзнику, отметим, практически единственному. Так что выбор у президента РФ, как говорится, не богат. Приходится обхаживать того, кто есть. А Лукашенко этот визит очень на руку – на фоне разговоров о его легитимности после 2020 года и утере контроля над Беларусью, где всем «руководит Кремль», приезд Путина – большой подарок. Путин вроде как согласился продемонстрировать, что «равный едет к равному». А не просто вызывает «младшего партнера» к себе в кабинет, чтобы дать очередные указания. Трудно переоценить значимость такого шага для беларусского правителя.
Но в большой политике ничего не бывает даром. Поэтому не были лишены оснований и опасения, что за свой широкий жест российский президент потребует компенсацию.
Накануне переговоров звучало немало предостережений: мол, ключевая цель Путина – заставить все еще сопротивляющегося союзника принять более деятельное участие в войне. В Украине заговорили о том, что Путин едет втягивать Беларусь в боевые действия. Этим опасениям добавляли веса и информация об участии в предстоящей встрече министров обороны двух стран, и прошедшее накануне визита в Минск совещание Путина с командующими войсками, задействованными в агрессии против Украины.
Версия, не лишенная оснований, ведь задекларированные Кремлем цели в развязанной войне по-прежнему далеки. Путину нужны хоть какие-то успехи. И новый удар с Севера, в том числе с участием беларусской армии, способен если не изменить ход войны, то значительно усложнить положение на фронтах для ВСУ.
Настораживало и то, что накануне приезда Путина Лукашенко вновь заговорил о незыблемости беларусского суверенитета, словно это кто-то ставил под сомнение. И брошенная беларусским правителем фраза о том, что «после понедельника все будут говорить, что в Беларуси уже не осталось власти, а россияне вразвалку гуляют и управляют страной». Это заставляло всерьез задуматься – что же должно произойти в понедельник?
Ключевые спикеры и с российской, и с беларусской стороны прилагали усилия, чтобы вернуть повестку переговоров в «мирное русло». «Конечно, мы не уйдем от вопроса не только ВПК, но и будем говорить об обороноспособности, безопасности. Но главное – это экономика», – заявлял Лукашенко. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков назвал предположения о переговорах Путина и Лукашенко по поводу участия Беларуси в войне глупостью. Пресс-служба Лукашенко накануне визита обозначила ключевые темы встречи, среди которых были программы по импортозамещению, вопросы ценообразования на энергоресурсы, пакет «дорожных карт» на перспективу, ответные шаги на санкционное давление и другие вопросы, вроде бы не имеющие прямого отношения к войне.
Сам же Лукашенко необходимость переговоров пояснил тем, что нужно решить вопросы по интеграции, по которым правительства «исчерпали переговорные возможности». Так экономика или война?
Начали действительно с экономики. Лукашенко назвал «безусловным приоритетом» «решение чувствительных экономических вопросов, от которых зависит благосостояние населения, в конечном счете, поддержка проводимых нами реформ в общественной и политической сферах».
Путин отметил рост товарооборота между Беларусью и Россией и не преминул выступить в роли «старшего брата», поддерживающего «младшего» в ущерб себе. Дескать, РФ развивает атомную энергетику в Беларуси себе в убыток, так как из-за этого не поставляет дополнительный объем газа. Это можно рассматривать как ответ на упрек Лукашенко о срыве сроков формирования с Россией единого рынка газа. Тем более, что, по мнению российской стороны, Беларусь и так получает газ на «абсолютно льготных» условиях.
В конце концов было объявлено, что стороны согласовали основные вопросы по ценообразованию в сфере энергетики. «Мы зафиксировали цену, она выгодная для нас», – заявил Лукашенко. Правда, о том, что цена газа в Беларуси будет равна российской, сказано не было. Можно предположить, что мечта беларусского правителя о «равных условиях для работы субъектов хозяйствования», выраженных в равных ценах на энергоносители, в ближайшей перспективе так и останется мечтой. Дружба, как говорится, дружбой, а деньги любят счет. Особенно в свете согласованного странами ЕС «потолка цен» на российский газ. Делать щедрые подарки и терять и без того скудеющие источники дохода Москва, похоже, не захотела.
Эту часть мероприятия Путин назвал «результативной». Лукашенко отметил, что решения были приняты на сегодняшний день и на перспективу. «Обсудили весь комплекс вопросов беларусско-российских отношений. Социально-экономических вопросов», – уточнил он. Встреча в расширенном составе продолжалась 2 часа 35 минут. После этого Лукашенко и Путин удалились для беседы с глазу на глаз.
В ходе переговоров в расширенном составе Лукашенко заявил, что «Россия и Беларусь открыты для диалога с другими государствами, в том числе европейскими». И выразил надежду, что те «в ближайшее время прислушаются к голосу разума и мы перейдем к конструктивному обсуждению как вопросов общей безопасности, так и будущего мироустройства».
Оба переговорщика, очевидно, еще не потеряли надежду перекроить мироустройство с учетом собственных идеалов. Это стало понятно на итоговой пресс-конференции. Экономика не заняла много времени. И стороны быстро перешли к тому, для чего, собственно, и собирались.
Лукашенко снова вспомнил о напряженности на западных границах и поблагодарил Путина за «решительный и важный шаг»: Беларусь поставила на боевое дежурство переданные ей Россией ЗРК С-400 и ракетный комплекс «Искандер». Обещая поставки этого вооружения летом, Путин уточнял, что речь идет о комплексе «Искандер-М», способным применять как обычные баллистические и крылатые ракеты, так и боеприпасы в ядерном исполнении.
Кроме того, Путин объявил, что считает возможным «продолжить реализацию предложения президента Беларуси по подготовке экипажей боевых самолетов армии Беларуси, которые уже переоборудованы для возможного применения боеприпасов воздушного базирования со специальной боевой частью». Что это за «специальная часть» становится понятно из ноябрьского заявляления МИД РФ о том, что Россия переоборудует часть беларусских самолетов Су-25 под техническую возможность нести ядерное оружие. По словам Лукашенко, сейчас российские инструкторы тренируют беларусские экипажи для них.
Из сказанного напрямую не следует, что переданный Беларуси «Искандер» и находящиеся на вооружении беларусской армии Су-25 обязательно будут оснащены ракетами с ядерными боеголовками. Но теперь такой вариант нельзя исключать. Российское ядерное оружие может появиться в Беларуси. Трудно не согласиться с Лукашенко, заявившем, что «в настоящее время фактически определяется будущее беларусского и российского народов». Будущему этому ядерные перспективы оптимизма не добавляют. Такой шаг вряд ли позволит и снизить уровень напряженности в нашем регионе. Впрочем, как раз к этому ни Лукашенко, ни Путин не стремятся. Напротив, ядерной риторикой они повышают ставки. Попытка объяснить, что это «не угроза кому-то» убедительной не выглядит. Путин продолжает угрожать Западу. Лукашенко идет у него в кильватере. Для того и встретились.
Стороны настроены воинственно и не скрывают этого. Российский президент сообщил, что Беларусь и Россия договорились совместно заниматься созданием новой военной техники и продолжать практику постоянных военных учений. Ранее Главное управление разведки Украины заявляло, что беларусские власти хотят наладить у себя производство снарядов для ствольной артиллерии и РСЗО. Кроме того, Москва вполне может задействовать Беларусь для производства БПЛА по иранским технологиям. Не будем забывать и о том, что Беларусь не попала в последние санкционные пакеты ЕС против РФ, поэтому Путин вполне может рассчитывать на деятельную помощь официального Минска в их обходе.
Военная составляющая, очевидно, взяла на переговорах верх. Судя по всему, именно вопросам военного сотрудничества была посвящена большая часть времени. Впрочем, наивно было думать, что в условиях войны может оказаться по-другому. Москва продолжает затягивать Минск в противостояние с Украиной и Западом. Пусть пока не на поле боя. Но экономика нашей страны все больше ориентирована на поддержку российской военной агрессии. По всей вероятности, именно такая помощь требуется сегодня России больше всего.
Под конец Владимир Путин «успокоил», сообщив, что у России нет планов по поглощению Беларуси. В этом «просто нет целесообразности», – пояснил Путин. А если бы она возникла, то и разговор мог бы вестись по-другому. Но, судя по тому, что Путин этим вечером не улетел домой, а направился в резиденцию Лукашенко в Осторошицком городке, итогами переговоров он остался доволен. Может и «не в развалку», но российский лидер получил все, что хотел. Беларусская экономика поставлена на службу российскому ВПК. Санкции с помощью Беларуси обходить проще. Лукашенко готов с энтузиазмом помогать России, надеясь на выгоду от такого сотрудничества.
А большего от него, вероятно, пока и не требуется. Но, не исключено, может потребоваться в обозримом будущем.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.