Патриарх должен быть только один

Александр Лукашенко принял участие в заседании Синода Беларусской православной церкви. Прекрасно было все – и форма, и содержание этого мероприятия.

Больше всего заседание Синода напомнило производственное совещание. Точно так выглядело бы посещение политиком какого-нибудь региона страны или крупного предприятия. Все по канону – сперва отметили успехи, затем прозвучала конструктивная критика. Определили вектор развития и, конечно же, не забыли о скрытых резервах.

Основной успех

Если коротко пересказывать суть, то основной акцент Лукашенко сделал на обслуживающей роли, которую его режим определяет Церкви. И в целом поведение православных клириков, очевидно, его устраивает. «В нашей стране заложены прочные основы взаимодействия Беларусской православной церкви и наших властей, государства в целом», — отметил Лукашенко. То есть он говорит, церковники внимают, принимают указания к действию и отправляются исполнять.

Эту модель взаимодействия с БПЦ режим, очевидно, и рассматривает как успешную. Главное, что Церковь не сопротивляется альянсу и принимает его как должное. По крайней мере, на уровне высших иерархов. А тех одиночек, кто не согласен с такой постановкой вопроса, самостоятельно вычищает из своих рядов. Что свидетельствует о полном взаимопонимании между руководством БПЦ и режимом.

Конструктивная критика

Впрочем, несмотря на прочность основ, искра иногда все же проскакивает. Прежние недоработки БПЦ не забыты, и на них еще раз было указано. Для профилактики, наверное. «Мы помним, как в 2020 году некоторые священники (к сожалению, и некоторые православные) занялись, мягко говоря, политикой. Скажу, что для этого в государстве есть специальные институты и подготовленные люди», — обратил внимание Синода правитель.

Место БПЦ в жизни общества Лукашенко обозначил недвусмысленно. Равно как и функции, исполнения которых он ожидает от православной церкви — «задавать нравственные христианские ориентиры», противодействуя «разрушительным» идеям, под давлением которых находится его государство. А вот политика неприкосновенна. Тут все четко – для этого власть выделяет специальных людей. Чужакам в ней не место. Вторжение в эту область для любой организации чревато крупными неприятностями. Церковь — не исключение.

А БПЦ должна быть фактически встроена во властную вертикаль. В некотором роде совмещая в себе министерство образования, общество «Знание» и идеологический отдел. Взращивать в умах беларусов нарративы, которые сеет режим. В качестве ориентиров были указаны направления, по которым Церкви нужно действовать. Желательно — без промедления. Например, «вседозволенность, потребительство, бездетность, ЛГБТ и другие». Не дорабатывает БПЦ, приходится подсказывать.

Скрытые резервы

И нечего ждать, пока «люди сами придут к Богу». Лукашенко убежден, что процесс этот «встречный», а «церковь должна сделать шаг навстречу простому человеку». Так что важно не ждать, пока потребитель обратит внимание на произведенный Церковью востребованный продукт, а самим продвигать его на рынке. Ой, что-то я тут заговорился, видать, совещания перепутал. Но суть так или иначе верна – «все реже в церковь идут за ответами на вопросы: «кто я, зачем я, каково вообще мое предназначение». И в этом, по мнению Лукашенко, виноваты сами священники. Не проявляют активности.

Продукт-то хороший, только маркетинговой стратегии не хватает.

А тут еще и «небывалые темпы развития технологий». Вот Митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси Вениамин пожаловался Лукашенко на TikTok и на кумиров массовой культуры, в среде которых дети «находят примеры для подражания». И попросил «при окончательной доработке Концепции национальной безопасности еще раз обратить внимание на духовную сферу нашего общества, ее защиту от возникающих угроз». Мол, давайте запретим TikTok той самой Концепцией?

Ну, все как всегда. Как на любом совещании. Опять все ждут подачек от государства — что в промышленности, что в сельском хозяйстве, что в вере. А нет, чтобы самим пойти в TikTok? Поставить современные технологии себе на службу? Вот где скрытые резервы и перспективы.

Вот и Лукашенко призвал клириков «по-хозяйски подойти к тем вопросам, которые сегодня надо решать». Ай, ну вот, снова производственным совещанием запахло.

Министерство по делам духовным

Не стесняется политик давать указания Синоду. Хотя вроде как не по чину ему, у Церкви своя иерархия, есть у Вениамина свой Патриарх на сей случай. Но это Лукашенко, видимо, не смущает. Патриарх в стране должен быть только один.

Для сомневающихся было прямо сказано — «особенностью Беларуси является то, что центры управления традиционных конфессий расположены за пределами страны». Так что Бог далеко, иерархи тоже, а режим вот он, под боком. Спорить с этим, понятное дело, опасно. Да, похоже, в БПЦ уже и смирились с такой постановкой вопроса. И четко понимают, что должны Богу, а что — Кесарю.

Так что если где-то еще и пытаются подать православную Церковь как независимый от государства самостоятельный институт, то не в нашей стране. С другой стороны, а чего хотеть от структуры, де-факто встроенной во властную вертикаль? К чему тут лишние экивоки? Все в рамках системы: дошла очередь до веры — провели совещание, похвалили, пожурили, выдали программу действий. Работайте.

Но не лучше ли вещи назвать своими именами? Взять, да и переименовать в министерство дел духовных? Чем не подход: состоялись итоговые коллегии Мининформа, МИД, Минпрома и МДД? А то путают только людей почем зря. А Московскому Патриарху его начальник в Кремле объяснит пертурбации. У них же там тоже между собой полное взаимопонимание, так что лишних вопросов и претензий не возникнет. Зато все окончательно встанет на свои места.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!