Государство как могло «позаботилось» о своих гражданах, проживающих за границей. Вчера Александр Лукашенко подписал указ №278 «О порядке выдачи документов и совершения действий», после вступления в силу которого продать недвижимое имущество, автомобиль или обменять паспорт можно будет только при личном обращении в соответствующие органы в Беларуси, либо на основании доверенности, оформленной на территории нашей страны. В любом случае для этого придется ехать в Беларусь.
Если по-простому, то доверенности, оформленные зарубежными нотариусами, для имущественных сделок уже не подойдут. Оформить нужную доверенность в беларусском посольстве в стране проживания, согласно указу, тоже станет невозможно. Равно как и многие другие документы, за получением или продлением срока действия которых ранее граждане нашей страны могли обращаться в беларусские дипломатические представительства и консульства за рубежом.
Указ вступит в силу с момента официального опубликования. Из текста документа следует, что оформить сделки с имуществом можно будет только лично или на основании доверенности, оформленной на территории Беларуси. В перечне попавших под ограничения оказался и ряд других чувствительных для граждан процедур. Например, выдача справок и выписок из ЗАГСа, необходимых для заключения брака, дубликатов документов об образовании, легализация официальных документов и многое другое.
Обменять паспорт или продлить его срок действия без посещения Родины тоже станет невозможно. В соответствии с указом выдача и обмен паспорта гражданину, постоянно проживающему за пределами Республики Беларусь и состоящему на консульском учете, осуществляется органом внутренних дел по месту последней регистрации по месту жительства. При этом обращения, поданные до вступления документа в силу, рассматриваются в ранее действовавшем порядке. А те, кто не успел, столкнутся с проблемой заканчивающегося или, не дай бог, утерянного паспорта.
Цель, которую ставили перед собой заказчики и разработчики указа ясна — максимально осложнить жизнь беларусам, вынужденным покинуть страну по соображениям безопасности. Месть уехавшим — еще одна форма репрессий. В той или иной степени указ бьет по всем проживающим за границей гражданам нашей страны. Но если для тех, кто не боится оказаться задержанным на родине по политическим мотивам, новые нормы чреваты лишь потерей времени и денег на дорогу, то у политических эмигрантов возникнут реальные проблемы. Которые пока не очень понятно, как решать.
Своим указом власть косвенно признала проблему и масштабы миграции из Беларуси после событий 2020 года. Вводить подобные ограничения исключительно ради публичных деятелей и активистов демдвижения особого смысла не имело. Для их преследования существуют иные статьи, предусматривающие, среди прочего, конфискацию имущества и лишение гражданства. Так что закрепляемые указом нормы направлены против большинства уехавших. Они фактически лишают возможности продать или подарить на родине движимое и недвижимое имущество любого, кто опасается преследований в собственной стране. И затруднят легализацию в стране пребывания.
Решение станет чувствительным ударом для всех уехавших, кто до сих пор колебался — продавать имущество на родине или подождать. Для тех, кто надеялся на скорое возвращение и изменение ситуации в перспективе. С одной стороны, власти дали после событий 2020 года фору в три года, чтобы успеть привести в порядок свои имущественные и документальные вопросы. Но сколько людей по разным причинам не успели, не смогли или просто не захотели терять все, что было у них на родине. А теперь такие сделки станут невозможны без риска, на который далеко не все отважатся пойти.
Указ способен повлиять и на тех, кто только раздумывает об отъезде. Увидев проблемы, с которыми им придется столкнуться в перспективе и с тем, что, уезжая, надо полностью «рубить концы», заранее продавая все нажитое, вполне может вынудить их отказаться от планов эмигрировать.
Разработчики указа наверняка преследуют еще одну цель — вынудить приехать в страну хотя бы тех, кому позарез необходимо решать имущественные и документальные вопросы. И, вполне вероятно, завести против многих рискнувших уголовные дела. Созданная режимом комиссия по возвращению оказалась невостребованной, и в ход пошли другие методы по принуждению уехавших к возвращению.
Тут, конечно, каждый волен решать за себя. Но перед принятием решения стоит очень тщательно взвесить все факторы. Может, раз ваше имущество жило без вас в течение всех этих лет — пусть пока так и остается. В конце концов, ничто не длится вечно. Стоит ли угрозы потери свободы проданная машина или квартира — решать вам. А то, что введенные режимом ограничения на собственность и ваши возможности ею распоряжаться — это нарушение фундаментальных прав и отказ государства выполнять свои прямые обязанности перед гражданами, беларусские власти, очевидно, прекрасно понимают. Но желание отомстить и осложнить жизнь ненавистным «беглым» перевешивает.
Подписанный указ — это и попытка расколоть диаспоры за рубежом. Перспективы недавно презентованного Объединенным переходным кабинетом нового беларусского национального паспорта остаются туманными. В первую очередь потому, что совершенно неясно, какие страны его признают, когда это произойдет, да и признают ли вовсе. Светлана Тихановская сегодня заверила, что ее команда работает над тем, чтобы граждане страны не остались без паспортов. По ее словам, в сентябре пройдут консультации с Еврокомиссией, вопрос также будет поднят на Генассамблее ООН. Но в любом случае процессы согласования займут время, за которое многие беларусы лицом к лицу столкнутся, например, с истечением срока действия их основного документа. В возникших проблемах кое-кто, возможно, обвинит и демсилы, неспособные оперативно защитить сограждан. Что чревато конфликтами отдельных представителей диаспор с лидерами демдвижения, которые режим и стремится спровоцировать.
Многое будет зависеть и от позиции властей тех государств, где сегодня находятся беларусские диаспоры. Например, их решением сроки действия беларусских паспортов могут быть продлены. Или они попросту «закроют глаза» на истекшие документы. Тут тоже многое зависит от беларусских демсил, которые должны попытаться договориться об этом, учитывая непростые обстоятельства, с которыми столкнулись или столкнутся в ближайшей перспективе многие беларусы. Прецеденты есть. Так, граждане Беларуси с любым видом на жительство в Польше с 1 июля уже могут получить по упрощенной системе так называемый польский проездной документ, заменяющий потерянный или просроченный паспорт. Он позволяет хотя бы покидать пределы Польши и возвращаться в страну. Пока правила временные и действуют до конца 2023 года. Но с учетом возникших после подписания указа Лукашенко нюансов польские власти вполне могут продлить эту процедуру. Тут многое будет зависеть от контактов с польской стороной и от усилий ОПК.
Но и диаспорам не стоит надеяться только на демсилы. Беларусы в изгнании на самом деле столкнулись с серьезными вызовами. Однако «поуехавших» уже немало для того, чтобы дружно обратиться к правительствам принявших их стран. И если решить проблему с продажей или отчуждением имущества на родине власти государств, в которых проживают беларусы, никак не в силах, то услышать их голоса и помочь с решением вопросов с документами вполне способны. Остается только не быть пассивными. Так уж сложилось — режим делает гадости, беларусы ищут выход. И он найдется. Да и гадости рано или поздно закончатся.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by