«Оттепель» между США и Китаем способна повлиять и на наш регион

В США прошли переговоры между президентом Джо Байденом и председателем КНР Си Цзиньпином

Президент США Джо Байден и председатель КНР Си Цзиньпин провели переговоры, которые были названы «конструктивными». В том числе лидеры двух стран обсудили и российско-украинскую войну. И, несмотря на отсутствие прорывных результатов, преуменьшать значение этой встречи все же не стоит.

Связь для военных и борьба с наркотиками

Си Цзиньпин прибыл в США, чтобы принять участие в саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Это был первый визит лидера КНР в Соединенные Штаты за последние шесть лет.

На первый взгляд, результаты переговоров достаточно скромные. Встреча глав государств прошла в историческом поместье Филоли под Сан-Франциско и продолжались четыре часа. По окончании Джо Байден назвал ее «одной из самых конструктивных и продуктивных дискуссий, которые у нас были». Президент США выразил уверенность, что сложные отношения между Вашингтоном и Пекином улучшаются, а их лидеры возвращаются «к прямому, открытому, ясному общению». Со своей стороны, официальный представитель МИД КНР Мао Нина на сегодняшнем брифинге назвала встречу «позитивной, всеобъемлющей и конструктивной», отметив, что она имеет «стратегическое и далеко идущее значение».

По всей вероятности, в американской администрации изначально не ожидали от переговоров слишком многого. Накануне встречи американские официальные лица заявляли, что не стоит рассчитывать на значительный прорыв. Под вопросом оказалось даже традиционное совместное заявление глав государств.

Главной же целью встречи лидеров США и КНР называлось восстановление прямых каналов связи между военными двух стран, чтобы избежать недопонимания или просчетов, которые, как опасаются официальные лица США, могли бы привести к открытому конфликту. Китай прекратил коммуникацию с Вашингтоном по этим каналам в августе 2022 года — после визита занимавшей тогда пост спикера Палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси на Тайвань. В результате стороны достигли соглашения о возобновлении  контактов между военными на высоком уровне. Это имеет «критически важное значение», цитирует президента США The Guardian.

Сообщается, что в течение «нескольких недель» министр обороны США Ллойд Остин встретится со своим китайским коллегой. Старшие военные командиры будут заниматься оперативными вопросами, а на более низком уровне будет налажено оперативное взаимодействие между капитанами кораблей и другими офицерами.

Вторым значимым для США результатом переговоров можно считать договоренности о совместной борьбе с незаконным оборотом фентанила, что поможет остановить поток этого мощного наркотика, который уже спровоцировал наркокризис в Соединенных Штатах. Кроме того, стороны договорились начать переговоры об искусственном интеллекте и его влиянии на безопасность.

Клубок противоречий

Размотать весь клубок проблем, накопившихся в отношениях между США и КНР, одна встреча, конечно же, не могла.

Главной из них остается Тайвань. Председатель Си, как сообщает китайское агентство «Синьхуа», подчеркнул, что вопрос Тайваня был и остается одним из самых ключевых и деликатных тем во всем комплексе китайско-американских отношений. Он заявил, что обещания США об отказе от поддержки «тайваньских сепаратистов», данные в ходе прошлогодней встречи на острове Бали, должны найти воплощение в практических шагах. В том числе — в прекращении поставок Тайваню оружия и поддержке воссоединения Китая.

Вывод о том, что никакого прогресса по тайваньскому вопросу достигнуто не было, можно сделать из комментариев официальных лиц США, которые назвали обсуждение проблемы острова «обменом мнениями».

Существенно влияют на отношения между США и Китаем и экономические противоречия. Так, президент Байден выразил обеспокоенность несправедливой торговой политикой КНР, нерыночной экономической практикой и карательными мерами против американских компаний. Он подчеркнул, что Соединенные Штаты продолжат предпринимать усилия для предотвращения использования передовых американских технологий для подрыва их собственной национальной безопасности, не ограничивая при этом неоправданно торговлю и инвестиции. Кроме того, США обеспокоены эскалацией кибератак Китая на свои правительственные учреждения, а также кибершпионажем в отношении американских оборонных программ.

Со своей стороны Си Цзиньпин отметил, что «действия США против Китая в сфере экспортного контроля, проверки инвестиций и односторонних санкций наносят серьезный ущерб законным интересам Китая». Он отметил, что «подавление китайской науки и технологий ограничивает качественное развитие Китая и лишает китайский народ права на развитие».

Война в Украине

По этой теме подробностей сообщалось немного. Джо Байден в ходе переговоров отметил, что Соединенные Штаты продолжат поддерживать Украину. Официальный представитель МИД КНР Мао Нина ограничилась подтверждением факта обсуждения главами государств региональных проблем, вызывающих общую обеспокоенность, «включая украинский кризис и палестино-израильский конфликт». И отметила, что позиция Китая по обоим вопросам ясна и последовательна. «Мы стоим на стороне равенства и справедливости и по-прежнему привержены содействию переговорам о мире и деэскалации», — заявила представитель МИД КНР.

Земной шар достаточно велик

Так почему же не стоит преуменьшать значение этой встречи, несмотря на отсутствие значимых результатов?

Во-первых, важен сам ее факт. Как отметил Джо Байден, «поддержание стабильности в американо-китайских отношениях, управление разногласиями, развертывание сотрудничества в сферах, представляющих общие интересы обеих сторон, позволяют нам эффективнее реагировать на собственные и общие проблемы».

В свою очередь Си Цзиньпин заявил, что «Китай готов быть партнером и другом Соединенных Штатов», и у государств «есть много возможностей для двустороннего сотрудничества». По его мнению, «общие интересы двух стран в нынешних условиях не уменьшились, а увеличились».

Высокопоставленный представитель администрации США после прошедших переговоров пояснил: «Председатель Си очень ясно дал понять, что он в настоящее время, безусловно, хочет стабилизировать отношения с Соединенными Штатами».

Во-вторых, две самые крупные экономики мира конкурируют, но в то же время сильно зависят друг от друга. А китайские экономические проблемы вынуждают Пекин внимательнее относиться к отношениям с Вашингтоном. И это дает повод для сдержанного оптимизма. Си Цзиньпин подчеркнул, что на фоне невиданных за столетие стремительных перемен перед Китаем и США стоит выбор: объединиться в совместном преодолении глобальных вызовов во имя мира и процветания во всем мире или расколоть мир. По его словам, земной шар достаточно велик, чтобы вместить и Китай, и США. А «успех одного из двух государств дает возможности другому». США в росте напряженности тоже не заинтересованы. Так что есть вероятность того, что вторая Ялта, о которой так мечтает Владимир Путин, рано или поздно состоится. Только без его участия, и договариваться о сферах влияния в мире США и Китай будут без России.

Понятно, что это не быстрый процесс, а торг только начинается. А в связи с возможной сменой администрации и последующей корректировкой политического курса в США после выборов 2024 года его результаты и вовсе могут обнулиться, и все придется начинать заново. Однако, судя по заявлениям сторон, и у Китая, и у Соединенных Штатов есть понимание важности и своевременности диалога.

Торг — это всегда взаимные уступки. Так что нельзя исключать, что по мере распутывания клубка противоречий между двумя сверхдержавами, будут приняты важные решения, способные повлиять и на наш регион. Понятно, что позиция Китая по отношению к российско-украинской войне оказывает определенное влияние на политику России. Да и официальный Минск заглядывается на Китай в поисках противовеса Москве. Вряд ли Китай на наших глазах существенно изменится — не зря Джо Байден по окончании переговоров не преминул назвать Си Цзиньпиня «диктатором». Но и диктатор способен идти на уступки ради собственных интересов.

Потепление в отношениях между Китаем и США не обязательно приведет к заморозкам в отношениях Пекина с Москвой или Минском. Но в то же время способно немного связать ему руки. Что вполне может благотворно сказаться на нашем регионе, вынудив и российский, и беларусский режимы действовать осторожнее, с оглядкой на интересы Китая. Которому отношения с США явно важнее, чем с ними вместе взятыми.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!