Фото: Офис Светланы Тихановской
Одним из важнейших событий последнего времени в украинской политике, да и в регионе в целом, стала отставка главы Офиса президента Зеленского Андрея Ермака. Мы же попробуем взглянуть на этот факт с несколько неожиданного ракурса — возможны ли в результате этой отставки изменения в подходе руководства Украины к беларусскому демдвижению?
Андрей Ермак пал жертвой «Миндичгейта» — одного из крупнейших коррупционных скандалов в Украине, связанного с масштабной схемой «откатов» в энергетическом секторе. Как утверждают правоохранители, преступную группу возглавлял гражданин Израиля Тимур Миндич — совладелец студии «Квартал-95» и близкий друг президента Зеленского. Вместе с ним подозрения по делу предъявлены и ряду других высокопоставленных украинских чиновников.
Затем пришла очередь Ермака — 28 ноября стало известно об обысках, которые Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) и Специальная антикоррупционная прокуратура (САП) провели у главы Офиса президента. Вечером того же дня Ермак, которого считали «всесильным фаворитом президента», подал в отставку.
ВВС пишет: Ермака «за глаза называли вице-президентом страны. Это выражалось, в том числе, в назначении лояльных ему людей на ключевые должности». Издание указывает, что, «еще будучи помощником президента, Ермак сконцентрировал на себе практически всю внешнеполитическую сферу деятельности».
Выходит, «серый кардинал» Ермак и его выдвиженцы могли формировать и отношение к беларусскому демвижению и к ряду его лидеров.
Позиция официального Киева по поводу беларусских демсил в целом, и фигуры Светланы Тихановской в частности, была и остается прохладной. Достаточно сказать, что президент Зеленский, в отличие от руководителей многих демократических государств, ни разу официально не встретился с Тихановской.
Летом 2021 года беларусская политик рассказывала, что ее Офис «на связи, конечно, с представителями правительства Украины». А сама она «один раз встречалась онлайн с господином Кулебой (Дмитрий Кулеба, министр иностранных дел Украины в 2020-2024 гг. — прим. Reform.news), <…> пересекались с господином Зеленским на мероприятии в Литве. Официальных встреч у нас не было, но вы знаете, как сильно мы чувствуем поддержку Украины».
Не состоялись официальные встречи и впоследствии. Тихановская и Зеленский лишь обменивались рукопожатиями на мероприятиях, в которых совместно принимали участие. Но дальше мимолетных приветствий дело так и не сдвинулось. А призыв к украинскому президенту сформировать альянс с демократической Беларусью остался без ответа.
Нельзя сказать, что контактов не было вообще. Советник руководителя Офиса президента Украины Михаил Подоляк встречался с занимавшим в то время пост Представителя Объединенного переходного кабинета по иностранным делам Валерием Ковалевским, с советником Тихановской по конституционной реформе и парламентскому сотрудничеству Анатолием Лебедько. Но это максимум, на более высоком уровне официальный Киев контактов избегал.
Украинские спикеры пытались пояснить демонстративное дистанцирование Киева от лидера беларусских демсил. Например, Подоляк заявлял, что беларусская оппозиция не проявляет достаточной антивоенной активности. Зато Александр Лукашенко, по его мнению, понимает, как развивается война.
Тут небезынтересна фигура самого Подоляка, который в 90-х – начале 2000-х годов работал журналистом в ряде беларусских независимых изданий. В Офис президента Украины Подоляк пришел вслед за Ермаком в апреле 2020 года. Теоретически он мог сохранить связи в нашей стране и, будучи советником Ермака, влиять на процессы. Судя по итогу, не в пользу Тихановской и ее Офиса.
Алексей Арестович, тоже занимавший в то время пост советника главы Офиса президента Украины, предполагал, что «если президент Зеленский встретится с Тихановской, то Александр Григорьевич может очень резко и нервно на это отреагировать персонально». По словам Арестовича, «есть и экономические связи, искусство стратегии заключается в том, чтобы делать ходы на шахматной доске жизни, которые расширяют пространство возможностей». А такая встреча лишь «сократит пространство возможностей для Украины».
Похоже, постулат «не злить деда» закрепился в украинской политике задолго до того, как он возник у части беларусских демократических активистов. Странно прозвучал и пассаж Арестовича об «экономических связях», поскольку процитированный выше комментарий советник давал «Еврорадио» в конце апреля 2022 года. То есть через два месяца после начала войны и вторжения российской армии с территории Беларуси. Что это — простая оговорка, или нечто большее?
Как минимум к одной связанной с нашей страной истории Ермак имеет самое непосредственное отношение. В июле 2020 года в санатории под Минском сотрудники группы «А» КГБ Беларуси при поддержке ОМОНа задержали более 30 боевиков ЧВК «Вагнер». Впоследствии оказалось, что в Беларуси наемники оказались в ходе украинской спецоперации. Курировавший ее полковник СБУ Роман Червинский рассказывал — целью был захват ранее принимавших участие в военных действиях против Украины наемников ЧВК «Вагнер» для последующей передачи Киеву, где им были бы предъявлены обвинения. Планировалось, что боевики ЧВК вылетят из Минска в Стамбул, а когда самолет будет в небе над Украиной, его посадят, и «вагнеровцев» задержат.
Как утверждается, именно Ермак потребовал отменить операцию. Якобы для того, чтобы не сорвать перемирие на Донбассе, о котором как раз в те дни договорились Москва и Киев. Впоследствии Ермак утверждал, что «Лукашенко действительно рассматривал возможность выдачи нам привезенных туда из России людей, чего, к сожалению, не произошло». По словам теперь уже экс-главы Офиса Зеленского, проблемой оказалось то, что «никакого документа, необходимого для экстрадиции преступников, а соответственно и их ареста в Украине, вообще не существует». А план по захвату вагнеровцев Ермак называл «авантюрой чистой воды», не согласованной с президентом Зеленским.
Полковник Червинский, в свою очередь, заявлял, что глава ГУР Кирилл Буданов угрожал ему и офицерам, которые организовывали операцию по задержанию вагнеровцев и «пытался скрыть следы этой операции по указанию Ермака».
В итоге задержанные в Беларуси наемники ЧВК в итоге вернулись в Россию. Странная история, которая ставит ребром вопрос — в чьих интересах действовали ее участники.
В 2021 году Украину накрыл еще один коррупционный скандал. Тогда был снят мораторий на экспорт электроэнергии из Беларуси, и вместо государственной компании «Энергоатом» поставки стали осуществляться через частную фирму «ТЭТ групп». Как писали украинские медиа, они шли через фирму-прокладку, которую связывали с еще одним близким к Зеленскому политиком — главой парламентской фракции «Слуга народа» Давидом Арахамией.
Схема описывалась так: импортировать энергию из нашей страны должен был «Энергоатом». Компания даже купила доступ, заплатив 600 млн гривен за доступ к беларусской энергосети. Но к импорту она так и не была допущена. Концерн «Белэнерго», якобы, отказался продавать электроэнергию «Энергоатому». И украинскую госкомпанию в схеме поставок заменила Vector Energy Innovation из ОАЭ. Которая, в свою очередь, перепродавала энергию двум украинским компаниям – «ТЭТ Групп» и «Электропоставщик». Причем объемы у «ТЭТ» были несоизмеримо большими. Именно компанию «ТЭТ» в Украине и связывали с Арахамией.
Утверждается, что «Белэнерго» отпускал электроэрергию Vector Energy Innovation по 59 долларов за МВт/ч. А согласно договору между Vector Energy Innovation и ООО «ТЭТ Групп», арабская компания перепродавала ее уже по цене 100 долларов за МВт/ч. То есть независимо от ситуации на рынке и объёмов поставок Vector Energy Innovation стабильно имела 41 доллар на каждом МВт/ч. При заявленном месячном объёме поставок из Беларуси на уровне 900 тыс. МВт/ч, получается не астрономическая, но и немалая сумма.
Нас же в этой схеме больше интересует Vector Energy Innovation из ОАЭ. Расследователи из BelPol обнаружили ее связь с компанией «Вектор Капитал Групп», которую Беларусский расследовательский центр называет частью теневой бизнес‑империи многолетнего соратника Лукашенко Виктора Шеймана.
Не это ли пример тех самых «экономических связей», о которых когда-то проговорился Арестович? Выглядит так, что интересанты у этой схемы были по обе стороны границы.
Вскоре после «Миндичгейта» Лукашенко высказался о коррупционном скандале в Украине. При этом комментарий политика прозвучал довольно странно. Никаких проклятий и хулы в адрес причастных. «Как будто в Украине не было никогда коррупции, и там не воровали больше, чем вся страна. Вот последнее время 100 млн долларов. Трамп говорит, что 300 млрд только они дали Украине. Что такое 100 млн долларов в 300 млрд? Ничего», — заявил он.
Словно ничего страшного и не произошло. Зато выглядит так, словно о масштабах коррупции у соседей Лукашенко осведомлен не понаслышке. И совсем не удивлен. Возможно, беларусский политик даже знает об этом гораздо больше, чем хотелось бы некоторым в Украине. Так не на этой ли осведомленности Лукашенко зиждется нынешний украинский подход «не злить деда»? Вышеприведенной информации недостаточно для утверждений, но для выдвижения гипотез — вполне. И эта версия, как минимум, смотрится убедительнее, чем ранее прозвучавшие объяснения украинских спикеров.
Только уход Ермака и неизбежные перестановки вполне способны привести к тому, что с той или иной скоростью, прежние люди всесильного главы Офиса Зеленского будут заменяться на других. И на первый план в украинском истеблишменте вполне могут выдвинуться новые фигуры, над которыми уже не будет довлеть прежний концепт. У них необходимость «позлить деда»уже уже не будет вызывать страх. А в какой-то момент их точка зрения возьмет и окажется точкой зрения большинства. Нельзя исключать, что тогда беларусским демсилам и представится новая возможность наладить более конструктивные отношения с руководством Украины. Ведь прежний балласт уже не будет тянуть на дно.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news