Отрицательный баланс: Супчик с хлебом вместо пирожных с кремом

Что могло привести к сбою в программно-аппаратном комплексе Банковского процессингового центра и почему государственная машина вовремя не задействует грамотную антикризисную коммуникацию?

Большой сбой

Вчера сотни тысяч беларусов столкнулись с неожиданной финансовой проблемой. В программно-аппаратном комплексе Банковского процессингового центра произошел сбой. Он затронул три крупнейших банка страны — «Беларусбанк», «Белагропромбанк» и «Белинвестбанк». Их клиенты неожиданно для себя обнаружили на своих счетах отрицательные балансы. Деньги только что были, и вдруг их не стало. Не рассчитаться картой — ни за покупки в магазине, ни заправить авто, ни пообедать в столовке. Паралич.

Государство долго и упорно стимулировало граждан расплачиваться именно банковской картой, хранить средства на счетах, а не под матрасом. В итоге многие беларусы попросту отвыкли от наличных. Если наличка в кошельках и имеется, то это, чаще всего, относительно небольшая сумма. К масштабному сбою многие оказались не готовы. Понятно и волнение людей, неожиданно увидевших на своих счетах отрицательный баланс, который порой доходил до десятков тысяч рублей. Что произошло? Украли мошенники? Где искать, когда вернут деньги, да и вернут ли? Ситуация, мягко говоря, не самая приятная. Пока клиенты банков не добрались до новостных ресурсов и не узнали о сбое в БПЦ, они наверняка пережили крайне тревожные минуты. А то и часы.

Устранение сбоя растянулось во времени. Сперва Банковский процессинговый центр обещал решить проблему к 14.00. Затем срок сдвинулся на 17.00. А потом и вовсе на поздний вечер. Но и этот дедлайн БПЦ выдержать не удалось. Новые сроки устранения проблемы уже даже не назывались. И все это время клиенты трех банков вынуждены были без денег добираться домой с работы, не имели возможности купить продукты или нужные лекарства. В ТГ-канале Банковского процессингового центра разверзлись врата ада — пользователи возмущались, ерничали и публиковали скриншоты счетов с минусовым балансом.

Забегая вперед, можно предположить, что этот инцидент несколько снизит доверие граждан к платежным картам. На радость Нацбанку и к вящей печали налоговых и контролирующих служб многие сделают выбор в пользу наличных, предпочитая сразу после получения превратить значительную часть зарплаты из безнала в нал. Просто потому, что так надежнее. За один день многолетние усилия по популяризации платежей банковскими картами вполне могут превратиться в тыкву. Доверие к банковской системе получило серьезную пробоину.

Ситуация улучшилась после полуночи. Около 1:00 в четверг стало известно, что решена проблема с «Беларусбанком». Еще через час БПЦ отчитался о восстановлении балансов «Белинвестбанка». А после 4 утра БПЦ, наконец, сообщил о полном устранении сбоя.

Впрочем, и тут остаются вопросы. В комментариях в ТГ-канале БПЦ некоторые пользователи уже сегодня утром публиковали скриншоты с отрицательным балансом на своих счетах.

Что это было?

Ладно, все бывает. В том числе и сбои в сложных системах. Проблема в том, что, как обычно в кризисных ситуациях, госструктуры не торопились делиться с общественностью подробностями и оперативно предупреждать о возникших проблемах. Что стоило попавшим впросак банкам или самому БПЦ оперативно организовать SMS-рассылку на номера затронутых сбоем клиентов? Постоянно поддерживать связь с ними, разъясняя ход восстановительных работ и причины сбоя. На наплевательское отношение к держателям карт обратили внимание даже некоторые пропагандисты. Представляется, что дежурной фразы «Банковский процессинговый центр благодарит вас за понимание» в данной ситуации маловато. Но о компенсациях и бонусах для пострадавших клиентов банков речь, судя по всему, даже не ведется.

Проинформировать о причинах случившегося до сих пор тоже никто не удосужился. Поправили — и радуйтесь, ни к чему вам подробности. Вот и гадай теперь, что же случилось – то ли внешнее вмешательство, то ли внутренние проблемы. То ли внедрение какого-нибудь импортозамещающего софта.

Одной из гипотез случившегося сбоя может быть переход с 1 июля этого года на новое кассовое оборудование, совмещенное с автоматизированной системой учета товаров. Сообщалось, что это сразу же вызвало сложности, связанные «с необходимостью одновременного сканирования при продаже товаров наносимых на них идентификационных знаков в виде линейного штрихового кода (GTIN) и QR-кода (наносится в рамках действующей в стране системы маркировки товаров)». О возникших в связи с нововведением проблемах в системе потребкооперации говорила, например, председатель правления «Белкоопсоюза» Инесса Короткевич.

В итоге правительство и Нацбанк вынуждены были задним числом отменять необходимость сканирования национального QR-кода. Отменили все с того же 1 июля, хотя соответствующее постановление было опубликовано только вчера. Но за прошедшие дни процессинг — то есть механизм обработки транзакций между покупателем и продавцом, включающий в себя проверку данных платежа, списание средств со счета покупателя и зачисление на счет продавца — мог накопить критическую массу ошибок. Что и привело к масштабному сбою. А то, что проблема затронула три крупнейших банка, может объясняться, например, их большим эквайрингом.

Но это — не более чем версия, пусть и правдоподобная. В этом случае становится ясно и то, почему о причинах масштабного сбоя информировать не спешат — кому хочется признавать, что в оборот запустили сырую и недоработанную модель, что и оказалось причиной кризиса.

Как бы там ни было, вносить же ясность в этот актуальный вопрос ни Нацбанк, ни БПЦ, ни сами затронутые сбоем банки не торопятся.

Назад в каменный век

Еще показательнее повели себя некоторые пропагандисты. Например, Григорий Азаренок в буквальном смысле предложил беларусам вернуться жить на деревья. По его мнению, «золотое общество потребления» и «суперсверхкомфортный мир» — это хорошо. Но «М-банкинг, онлайн-оплата, доставка, шеринги-каршеринги — это пирожное с заварным кремом». А кушать, считает пропагандист, беларусам нужно «супчик с хлебом». И вообще — научиться выживать без благ цивилизации XXI века.

Его собеседник Алексей Дзермант в ответ призвал «с недоверием относиться с этим западным системам расчетов».

Переводя с пропагандистского на человеческий, установка выглядит примерно так: храните деньги в тумбочке, запасайтесь крупой и макаронами на черный день. Отвыкайте от хорошего, готовьтесь к труду и обороне. За те самые макароны, подслащенные безудержным патриотизмом. А вместо попыток смикшировать ситуацию — обвинения в адрес беларусов, которые привыкли ко всяким дьявольским западным штучкам.

Валяйте дальше в том же духе, Григорий. Чем больше вы будете изрекать подобных глупостей, тем «лучше» к вам лично и к пропагандистской машине в целом будут относиться беларусы, которым вы предлагаете снова отрастить хвост.

Справедливости ради, некоторые другие пропагандисты хотя бы попытались включить мозг. Но озвученные Азаренком тезисы показательны вот почему. Дело вовсе не в неумении системы адекватно реагировать на кризисную ситуацию. Хотели — давно бы научились, специалистов в стране хватает. Дело тут в банальном нежелании идти таким путем. Лучший способ антикризисной коммуникации, с точки зрения государственной машины, — это окрик «всем заткнуться!». Сидите и молча радуйтесь тому, что у вас еще не отняли. Никакой другой способ реагирования система просто не считает нужным использовать. И Азаренок тут не сам по себе — он всего лишь наиболее заметное проявление избранного подхода.

Разозленные клиенты пострадавших банков намеревались писать заявления в милицию о пропаже средств? Что же, у первого десятка обратившихся в телефонах доблестные милиционеры «найдут» необходимые лайки и ссылки. И это сразу отобьет охоту жаловаться у остальных. Какой там антикризисный PR — ничего иного, кроме Азаренка, у системы для нас нет. И история со сбоем в БПЦ лишний раз это продемонстрировала.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

🔥 Поддержите Reform.news донатом!