Особый подход к IT и роль «доброго следователя» для КГБ

Из рассказа побывавшего на беседе в КГБ технического директора компании Oxagile Сергея Марчука можно почерпнуть много интересного. И сегодняшний расклад сил в силовых структурах, и разделение граждан на полезных и не очень, и описание рекламной кампании, которую проводит Комитет.

«Самые человечные человеки»

Сразу отметим, что мы не знаем, стоит ли доверять словам господина Марчука, и насколько корректно приведены его цитаты в записи, которая оказалась в распоряжении «Зеркала». Однако некоторые детали в этом рассказе выглядят довольно любопытно.

Выглядит так, словно КГБ проводит рекламную кампанию под слоганом «Помогите нам, и мы поможем вам!». По словам Марчука, в структуре Комитета даже появился специальный отдел по коммуникации с сотрудниками IT-сектора. Он занимается теми, кто донатил через Facebook. И кадры туда подобрали соответствующие – молодых, культурных, умеющих вести диалог так, чтобы «не испугать человека».

Могут же, когда захотят. По словам Марчука, он «вообще не почувствовал прессинга, отношения как к г**ну». И это в то время, когда со многими другими гражданами Беларуси особо не церемонятся и общаются как вот с этим самым. Но в спецотделе КГБ все проблемы решаются «добрым словом» и «политинформацией». Гостя даже кофе угостили.

А все для чего? Для того чтобы предложить айтишнику получить «индульгенцию» от КГБ, переведя на указанный спецслужбой счет некую сумму. Не менее тысячи долларов, которые пойдут «в РПНЦ, сельские школы и так далее». Видимо, в этом и кроется месседж рекламной кампании – потерявший былое влияние Комитет стремится наверстать упущенное, собрав как можно больше денег. Доказав тем самым собственную нужность и полезность. За помощь Комитету обещано прощение.

Однако при этом никакого постановления об отказе в возбуждении уголовного дела заплатившим не выдают. Так что гарантий, что ими впоследствии не заинтересуются повторно, нет от слова «совсем».

Но за теми, кто не согласен с такой постановкой вопроса, придет ГУБОПиК.

И распоясавшийся ГУБОПиК

Все это очень смахивает на шантаж. Или заплатите, или ждите прихода самой «отмороженной» беларусской спецслужбы. А те уже никаких бесед вести не станут и сразу перейдут к жестким методам.

Объяснение, со слов Марчука, дается исчерпывающее. По его словам, задача отдела по коммуникации с сотрудниками IT-сектора и заключается в том, чтобы опередить ГУБОПиК. «Потому что если придет ГУБОПиК и сломает людей, то они свалят. В Беларуси никого не останется». И власти это понимают. «Соответственно, вот эти ребята (из КГБ – прим. Reform.by) получили наставления от президента, все согласовано с ним. Идея в том, чтобы выработать подход, который позволит освободить людей от ГУБОПиКовского и уголовного давления».

Красивая разводка, правда? Выходит, что остановить ГУБОПиК не в силах никто. То, что на это не способен КГБ, ясно давно. Эта спецслужба вчистую проиграла в конкурентной борьбе на «внутреннем рынке» ГУБОПиКу, сумевшему доказать свою преданность режиму в 2020 году и позже.

Но «руководство страны ни разу не хочет, чтобы айтишники сбежали за границу». Ему важно, «чтобы налоги приходили, дело делалось, люди жили, повышали свое благосостояние и, соответственно, благосостояние этой страны». Так что ладно Комитет – остановить всесильный ГУБОПиК не может даже Лукашенко. И вынужден давать КГБ поручение разобраться с айтишниками за спиной у распоясавшейся структуры МВД. Хотя, что было бы проще – прекратить «кошмарить» людей, и количество желающих «свалить» наверняка резко сократится.

Ох, не вовремя рассказ Марчука увидел свет. Сейчас губоповцы поймут, что происходит, и возьмутся за айтишников в первую очередь. Чтобы не позволить КГБ помочь им откупиться и избежать наказания. Но на деле, похоже, комитетчикам отведена роль «доброго следователя», а губоповцам – «злого». А цель одна – вытрясти деньги. Можно заодно разделить беларусов на касты. И для каждой назначить свою сумму «откупных».

Полезные и бесполезные

Оно так и выходит. Наблюдаем в действии ноу-хау режима – поделить граждан страны на полезных и не очень. Вот IT-специалисты, как выяснилось, для государства очень полезные. И «закрывать за решеткой столь ценных людей власти не хочется, поэтому в КГБ создали специальный отдел по работе с айтишниками».

Ну разве идут с ними в сравнение какие-то там врачи, инженеры, преподаватели и прочие? Что с них взять? У них же все равно не окажется той самой заветной тысячи долларов. Поэтому их можно сразу отдать на расправу ГУПОПиКу. А вот к айтишникам нужен иной подход – чтобы не спугнуть. Иначе столь ценные специалисты могут просто «сломаться» и «свалить». У них-то, в отличие от врачей и прочих, даже найдутся деньги на билет. И только они достойны того, чтобы ради них в КГБ был создан особый отдел по коммуникации.

Ну а про законность всего этого и рассуждать не приходится. В то время, когда большинство донатило, те самые фонды еще не были признаны властями «экстремистскими». А потому закон не нарушался, и наказывать отправлявших деньги не за что. Но, по мнению КГБ, «все донаты в августе — октябре направлены против режима». Удобная трактовка. Можно лишний раз убедиться: закон в стране – тайга. И в данном случае он, по большому счету, сводится к тому, чтобы любыми путями вытянуть из людей деньги. Чтобы те, у кого есть такая возможность, откупились. Причем далеко не факт, что платеж окажется разовым – чем хуже в стране будет с доходами, тем чаще могут «вспоминать» о богатеньких Буратино, которых можно потрясти с помощью «доброго слова». Или резиновой палки, если «доброе слово» не подействует.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.