Скриншот видео t.me/tsikhanouskaya
В Офисе Светланы Тихановской прокомментировали информацию о том, что беларусские политзаключенные депортированы в Литву без паспортов. У некоторых документы изъяли сотрудники КГБ, вместо них выдали временные справки, а у Миколы Дедка вовсе порвали паспорт. Команда продолжает собирать информацию и намерена привлечь внимание международных организаций.
В Офисе подчеркнули, что такие действия противоречат международным обязательствам Беларуси в области прав человека. В частности, статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах закрепляет право каждого на выезд и возвращение в свою страну и запрещает произвольное лишение этих прав. Положения Всеобщей декларации прав человека, а также Конвенции о статусе апатридов 1954 года и Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года также предусматривают недопустимость ситуаций, при которых люди остаются без действительных документов.
«Римский статут Международного уголовного суда (ст. 7, п. 1 (d)) относит «депортацию или насильственное перемещение населения» к числу преступлений против человечности, если такие действия совершаются в рамках систематической или массовой атаки на гражданское население. Такие действия режима могут быть квалифицированы как преступление против человечности, если будет доказано, что это часть более широкой репрессивной политики», — заявили в Офисе.
Советник Светланы Тихановской по правовым вопросам Леонид Морозов считает, что такая практика должна получить международную правовую оценку.
«Мы вчера получили эту информацию и продолжаем собирать подтверждения. Ситуация ужасна: людей лишили их национальных паспортов и насильственно депортировали. Это не только грубое унижение человеческого достоинства, но и нарушение норм международного права и базовых прав человека.
Беларусь как страна, подписавшая Международный пакт о гражданских и политических правах, обязана обеспечивать свободу передвижения и уважать право на гражданство. Вместо этого людей фактически выкинули за пределы страны со справками из ОГиМ, которые естественно не признаются полноценными удостоверениями личности.
Я рассматриваю эту практику как потенциальное нарушение, подпадающее под определение насильственного перемещения населения, предусмотренное Римским статутом. Это должно получить международную правовую оценку», — заявил он.