С первого дня полномасштабного вторжения войск РФ на территорию Украины в этом вторжении одну из ключевых ролей играет Черноморский флот московитов. Его корабли брали в блокаду украинские порты, обстреливают крылатыми ракетами украинские города, участвовали в захватах территории, морская пехота ЧФ принимает непосредственное участие в боях на суше.
Однако со временем ЧФ стал уходить все дальше от украинских берегов, нести все больше потерь, а блокада была прорвана. И это при том, что украинский флот был несопоставим по силе с агрессором, а с началом войны почти перестал существовать как морская сила.
Как же Украине удалось нанести стратегическое поражение РФ на море? И какое значение это имеет для всего хода войны?
В библейском рассказе о поединке юного пастуха Давида и опытного воина Голиафа подчеркивается, что Голиаф был огромным силачом в шлеме, в тяжелых доспехах, со щитом и копьем. Давид же не надевал доспехов и не брал меча — он не привык к такому вооружению. Он остался в своей обычной одежде и взял оружие пастуха — пращу, камни и посох.
На Черном море 24 февраля 2022 года силы также были явно неравны — Московия имела 7 военно-морских баз, около 100 надводных кораблей и подводных лодок (одна дивизия, шесть бригад и отдельные дивизионы кораблей и судов), бригаду морской пехоты, морскую авиацию, спецподразделения. В подразделениях собственно Черноморского флота РФ служили более 25 000 человек.
Кроме того, в Крыму находился подчиненный ЧФ РФ 22 армейский корпус, включавший в себя подразделения Береговых войск флота РФ — бригаду береговой обороны, отдельную разведбригаду, 2 береговые ракетные бригады, артиллерийский полк, зенитно-ракетный полк, полк РХБЗ (радиационной, химической, бактериологической защиты). Численность личного состава корпуса могла превышать 10 000 человек.
Военно-морские силы Украины включали около 20 гораздо менее мощных кораблей (в основном катеров), а также несопоставимо менее многочисленную и вооруженную авиационную группировку. Также Украина имела 2 бригады морской пехоты, 1 бригаду и 1 полк артиллерии, подразделения специальных операций. Всего в ВМФ Украины служили около 11 000 человек.
Таким образом, украинский флот не только по численности и мощи кораблей и авиации во много раз уступал московитскому, но и по численности личного состава уступал в 2-3 раза.
При этом у украинского Давида пока еще не было его главного оружия — пращи — камнем из которой он в конце концов убил Голиафа. Подавляющий перевес по дальнобойным средствам поражения был также у ЧФ РФ, имеющего, кроме всего остального, на вооружении испытанные и серийно производимые крылатые ракеты «Калибр» (до 2000 км дальности).
Московитское командование тоже умело считать людей, тонны и километры. Поэтому Кремль вступил в войну с надеждой на быстрый слом украинской воли к сопротивлению, молниеносные победы и на суше, и на море — с десантами, захватами украинских портов и ударами в прибрежный фланг украинских войск. По сути, расчеты Москвы определялись гордыней и недооценкой противника.
Для активных десантных операций еще до начала агрессии с Балтийского и Северного флотов были переброшены четыре больших десантных корабля (БДК), ударные корабли Каспийской флотилии, а также подразделения морской пехоты с Каспия и Балтики. Однако блицкрига не получилось, хотя украинский флот и его береговые объекты понесли тяжелые потери от крылатых ракет РФ, а сами украинцы на всякий случай затопили свой флагманский корабль «Гетман Сагайдачный» в порту Николаева, чтобы он не попал в руки врага.
Медиагероем обороны Николаева стал Виталий Ким, глава областной администрации, который ежедневно обращался к землякам:
Основными задачами украинцев стали береговая оборона, а бригады морской пехоты защищали в начале войны 2 крупных порта — полуокруженный Николаев и окруженный полностью Мариуполь.
Печальным сюрпризом для оккупантов стало открытие, что близко подходить к украинским берегам смертельно опасно — и по сути ни одного значимого десанта у московитов не вышло, за исключением захвата острова Змеиный, обороняемого украинскими пограничниками. Один малый ракетный корабль РФ (родом из Каспийской флотилии) был подбит уже 7 марта и надолго, если не навсегда, отмучился, покинув район боевых действий.
Грузины творчески развивают мем про «русский военный корабль», родившийся у острова Змеиный:
Авиация ЧФ РФ, как и московитская авиация в целом, также не смогла установить господство в воздухе над Украиной. Морская пехота московитов была брошена в качестве обычной пехоты на фронт, а корабли продолжили обстреливать и блокировать украинские берега. Они также начали возить припасы своим сухопутным войскам на оккупированной территории.
И тут РФ понесла первую тяжелую потерю — в марте в захваченном порту Бердянска разгружались сразу несколько десантных кораблей, и по ним украинцы нанесли ракетный удар. Сгорел как свечка большой десантный корабль «Саратов», еще один БДК «Цезарь Куников» получил тяжелые повреждения и ушел на долгий ремонт.
Российские корабли горят в Бердянске. Эпические красочные кадры, достойные кисти нового Айвазовского:
В конце весны и начале лета 2022 года наиболее заметные боевые действия на море развернулись вокруг острова Змеиный — клочка земли размером примерно 450 на 450 метров в 35 километрах от самой юго-западной точки побережья Украины и в 45 километрах от побережья Румынии.
Почему же? Дело в стратегии и экономике, причем мировой.
Украина изначально была одним из крупнейших экспортеров зерна на международный рынок, и около 90 процентов ее сельскохозяйственного экспорта шло через черноморские порты, а не по железной дороге или автомобильным транспортом.
В мировом экспорте пшеницы Украина занимала до войны пятую строчку после РФ, Австралии, США и Канады с 19,4 миллиона тонн в год и долей рынка в 9,7 процента. В 2021 году экспорт пшеницы Украины составлял 4,7 миллиарда долларов. Доля страны на мировом рынке ячменя составляла 12%, на рынке подсолнечника — 37%.
Даже до войны цены на продовольствие уже находились на рекордно высоком уровне из-за последствий эпидемии COVID-19, энергетического кризиса и изменений в климате, а агрессия РФ еще больнее ударила по мировому рынку.
Таким образом, морская блокада РФ привела к тому, что основную часть украинского зерна стало невозможно вывести, что означало дефицит зерна в мире, обострение мирового продовольственного кризиса и голод в значительной части мира.
Если в феврале 2022 года цены выросли на 20% в годовом исчислении, то в марте уже на 40%. Эффект от этого почувствовали на себе сотни миллионов человек, количество голодающих выросло на миллионы по всему миру — в Йемене, Гаити, Афганистане, Сомали, Кении, Эфиопии и других странах.
«В начале 2022 года с острым голодом в мире уже столкнулись 276 миллионов человек. Если конфликт в Украине продолжится, это число возрастет еще на 47 миллионов, причем самый резкий рост будет зафиксирован в странах Африки к югу от Сахары», — говорилось в сообщениях ООН весной 2022 года.
Захваченный московитами расположенный недалеко от берега Румынии остров Змеиный стал военной базой оккупантов, которая прикрывала комплексами ПВО корабли РФ, обеспечивающие морскую блокаду Украины в этом районе. Активные боевые действия тут развернулись еще в апреле.
Начался «смертный бой не ради славы», как говорилось в поэме «Василий Теркин», а ради спасения украинского экспорта и, опосредованно, ради жизни миллионов людей на Земле. Спасение украинского экспорта означало серьезную поддержку украинской экономики, сократившейся в результате войны примерно на 40%, а значит и поддержку способности Украины продолжать оборонительную войну против оккупантов.
И наиболее ярким признаком начала боев за деблокаду Украины у Змеиного стало…
Флагманский корабль, укороченно Флагман — корабль, на котором находятся командир или командующий соединения или объединения (флагман), управление (штаб, службы и так далее) и флагманский командный пункт (ФКП), оборудованный средствами управления.
Одной из первых жертв Змеиного и показателем того, что РФ может скоро потерять господство на море, стала самая мощная и «жирная» цель украинских моряков — флагман ЧФ РФ ракетный крейсер «Москва». Вечером 13 апреля украинские власти сообщили о нанесении по нему удара украинскими ракетами «Нептун».
В итоге 14 апреля корабль утонул. В Черноморском флоте РФ крейсеров больше не осталось.
Потопление «Москвы» стало не только крупным успехом защитников Украины, но и классическим примером лживости властей и государственных СМИ РФ. Оккупанты сначала не признавали факт ракетного удара, не сообщали о потерях в людях, а потопление связали с «условиями штормового волнения». При этом, по данным приложения Windy, позволяющего проверять погодные условия в прошлом, скорость ветра над Чёрным морем в районе Крыма не превышала 10 м/с, что слишком мало для шторма.
Впоследствии, когда потерю «Москвы» пришлось признать, публичные спикеры пропаганды РФ вдобавок еще и пытались преуменьшить ценность огромного корабля, называя его «бесполезным на этой войне», «устаревшим» и «ржавым», хотя «Москва» была спущена на воду только в 1979 году, то есть прослужила всего 43 года. Для сравнения, американский авианосец «Энтерпрайз» прослужил 51 год, а авианосец «Нимиц» был спущен на воду в 1972 году и до сих пор служит.
«Москва» была вооружена 8 спаренными пусковыми установками многотонных противокорабельных ракет «Вулкан», разработанных в 1980-е годы с дальностью до 1000 км и способных бить по наземным целям, а также защищать себя и другие корабли зенитно-ракетным комплексом С-300Ф, обеспечивая устойчивость целого боевого соединения.
Потоплением «Москвы» были облегчены дальнейшие операции украинского флота и сил специальных операций по освобождению Змеиного, которые привели к прорыву морской блокады РФ и заключению (на некоторое время) соглашения о беспрепятственном прохождении судов с зерном из Украины.
Как московиты дошли до такой жизни, и почему «зерновая сделка» потом оказалась не нужна — об этом мы расскажем в следующей части нашей статьи.