В этой истории интересно все – и новый «налог на прощение», и избирательность применяемого наказания, и ретроактивность закона. Специалисты компаний, работающих под крылом Парка высоких технологий, получили возможность откупиться и не нести наказание за донаты в признанные экстремистскими фонды.
По сообщениям СМИ, беларусские IT-компании стали получать списки сотрудников, которые донатили в фонды солидарности, в частности в ByPol и BySol. Материалы присылают из администрации Парка высоких технологий.
«Только из нашей компании в этом списке оказалось несколько сотен человек. Руководству предложено провести со всеми работниками из списка личную беседу и предложить им побеседовать с представителями спецслужб. Потом задонатить в 10 раз больше в фонд, который скажут. В этом случае обещают не начинать уголовное преследование», – так описал ситуацию источник Dev.by.
Спецслужбы, якобы, закончили обработку данных о донатах в BySol и ByHelp, отправленных в 2020—2021 годах. И теперь начинают «отрабатывать» тех, кто перечислял средства в эти фонды. В том числе и IT-специалистов.
Однако, как пишет «Наша нiва», руководство ПВТ нашло способ защитить айтишников. Глава ПВТ Всеволод Янчевский придумал «хитрый ход» – схему, которая, по словам неназванного собеседника издания из ПВТ, «понравилась наверху». Он «договорился с КГБ, что сажать людей не будут, потому что сфера и так пережила много шоков за последние два года и потеряла ведущие компании и кадры. Если же тысячи людей — а донатили десятки тысяч людей — будут знать, что над ними висит меч посадки за донат, то случится очередная волна миграции».
Мы не можем проверить достоверность этих утверждений, однако понятно, что добиться принятия такого решения без мощного лобби на самом верху отдельным IT-компаниям было бы не под силу.
Если эта информация соответствует действительности, то она становится яркой иллюстрацией избирательности применяемого наказания и ретроактивности закона. Согласно статье 361-2 Уголовного кодекса Беларуси, финансирование экстремистской деятельности наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до пяти лет. Выходит, что за одно и то же деяние кто-то получит реальный срок, а кто-то – возможность откупиться. К тому же фонд ByPol был признан экстремистским формированием только в ноябре 2021 года, а BySol – в декабре того же года. Выходит, донаты, отправленные до этих сроков, финансированием экстремистской деятельности считаться не могут. Но у беларусской власти свой подход к трактовке законов.
В нашей ситуации такое «смягчение» наказания можно рассматривать как новую льготу, полученную ПВТ, наряду с освобождением от уплаты НДС и налога на прибыль. Можно сказать, что в обиход введен новый «налог на прощение» – освобождающий от ответственности донат в названный спецслужбами фонд.
В креативности авторам этой идеи не откажешь. Оставить безнаказанными факты «финансирования экстремистов» власть, конечно же, могла, но не захотела из-за своей жестокости и страха. Но и массово сажать айтишников за донаты тоже не вариант. Как бы не пытался заместитель директора ПВТ Кирилл Залесский убедить в том, что беларусские айтишники уже возвращаются домой, даже официальные данные свидетельствуют об обратном. Отток специалистов из сферы IT за 11 месяцев 2022 года превысил 15 тысяч человек. В сравнении с 2021 годом в IT-секторе в январе-ноябре было принято на работу на 31,9% меньше работников, а количество увольнений выросло на 77,6%. Новые репрессии в отрасли только ускорили бы эти процессы.
В ноябре, после совещания у Александра Лукашенко, было объявлено, что ПВТ будет сохранен, несмотря на обиды власти и лично Лукашенко на участие айтишников в протестах в 2020 году. «Сегодня мы исходим из того, что эту страницу переворачиваем и продолжаем работать на созидание, на укрепление экономической мощи нашего государства», — заявил после мероприятия замдиректора ПВТ Залесский.
Мы тогда предполагали, что амнистия может касаться не всех IT-специалистов по профессиональному признаку, а только руководства ПВТ, лично Всеволода Янчевского и владельцев компаний, входящих в Парк. Отчасти так и вышло. Страница оказалась перевернутой не до конца. Айтишникам, которых Лукашенко тогда назвал «детьми», все же придется расплачиваться. В прямом смысле слова.
Поможет ли это Парку сохранить кадры? Вряд ли. И дело не в том, что никто из айтишников не захочет откупиться. Пожалуй, в выборе между тюрьмой и потерей денег ответ очевиден. Заплатят, и в кратном размере. Но, посмотрев на эту ситуацию, многие, кто еще сомневался в необходимости отъезда, вполне могут пересмотреть свои взгляды. Ведь тяжело жить в стране, где царит беззаконие, а «закон» можно повернуть и так, и этак. Сегодня его, вроде бы, развернули в удобную для тебя сторону. Но завтра все может оказаться по-другому, в зависимости от государственных «хотелок». Да и спецслужб в стране немало, и фонды у каждой свои. Дурной пример заразителен, и рэкет на государственном уровне вполне может войти в привычку. И «доить» айтишников, как наиболее богатую в стране касту, за всякие реальные и надуманные прегрешения может показаться очень заманчивой идеей для многих служб. Так что план с «налогом на прощение» ожидаемого эффекта не принесет.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.