НАТО консолидируется: ставки на дисциплину, технологии и поддержку Украины

Встреча министров обороны стран — членов НАТО в Брюсселе подкрепила решения Гаагского саммита НАТО. Союзники подтвердили свои обязательства по поддержке Украины и развитию собственных оборонных возможностей и промышленности.

Министры обороны 32 стан Альянса констатировали намерение увеличить расходы на оборону до 5% ВВП. При том, что 3,5% будут расходоваться собственно на оборону, а 1,5% – на другие, связанные с обороной расходы. Выход всех стран на данный уровень финансирования планируется к 2035 году, но уже работают программы DIANA и ACT, направленные на усиленное развитие оборонной индустрии и внедрение инноваций в войска стран — членов НАТО.

Страны НАТО продолжают направлять помощь Украине по двусторонним каналам. После встречи министров обороны состоялась их встреча с министром обороны Украины Денисом Шмыгалём.

«Нам нужно больше перехватчиков для защиты нашего населения и объектов критической инфраструктуры и дронов для построения «стены» дронов. Благодаря поддержке наших партнёров по НАТО мы практически стабилизировали фронт на данный момент, и мы продолжим наше сотрудничество» – сказал Денис Шмыгаль на брифинге по итогам встречи,

Кроме того, участники договорились продолжать реализацию программы PURL (Prioritised Ukraine Requirement List) — это механизм взаимодействия европейских членов НАТО и США, в рамках которого главком объединённых сил НАТО в Европе формирует приоритетные пакеты вооружений и боеприпасов для Украины.

США передают необходимые вооружения из собственных запасов/контрактов, а европейские союзники и Канада оплачивают эти пакеты. Этот механизм обеспечивает быстрое закрытие критических дефицитов, минуя долгую согласовательную бюрократию. С момента завершения саммита в Гааге Украина уже получила четыре пакета помощи на сумму 2 миллиарда долларов. По заявлению Марка Рютте, обязательства по участию в программе PURL уже дала согласие половина стран — членов НАТО, и он выразил уверенность, что оставшиеся страны также присоединятся.

«Это новая программа, которую мы запустили лишь в августе: по ней Соединённые Штаты снова поставляют Украине необходимую военную помощь — летальную и нелетальную — за счёт союзников. Сегодня к ней согласилась присоединиться уже половина стран — членов НАТО, и мы продолжим работу над тем, чтобы объяснить другим странам, насколько это важно. Это критически важные вещи, включая системы ПВО и особенно перехватчики, необходимые Украине, чтобы как можно лучше защитить гражданское население и ключевую инфраструктуру от постоянного российского натиска», – отметил Марк Рютте.

Генеральный секретарь НАТО также рассказал о реализации операции «Балтийский Часовой» – операции НАТО, запущенной в январе 2025 года для защиты подводной инфраструктуры Балтийского моря. Причиной стали участившиеся повреждения кабелей связи, трубопроводов и других инфраструктурных объектов в 2023-2024 годах, предположительно совершённые в рамках гибридных операций России.

После запуска операции новых диверсий и актов саботажа зафиксировано не было. В рамках операции действует в порядке ротации от 8 до 12 боевых кораблей из Нидерландов, Германии, Франции, США и других стран. Кроме того, в ходе операции в Балтийском море установлено большое количество датчиков и сенсоров. Штаб операции находится в Ростоке. А также генсек Альянса сообщил об операции «Восточный часовой» – комплексе мероприятий на восточном фланге НАТО – от Финляндии до Румынии. Об операции было объявлено 12 сентября 2025 года, когда двумя днями ранее в воздушное пространство Польши вторглись по меньшей мере 19 российских БПЛА.

В то же время генсек Альянса призвал не преувеличивать российскую угрозу и напомнил о значительно более высоком потенциале стран НАТО.

«Шаг первый — признать факт: мы в 25 раз больше России. Совокупная экономика НАТО — 50 трлн, у России — 2 трлн. Это не больше штата Техас, не больше, чем экономики Нидерландов и Бельгии вместе взятые — разумеется, при том, что у России есть ядерный потенциал, так что полностью сравнивать с Нидерландами и Бельгией я бы не стал. Но, очевидно, не стоит преувеличивать возможности России.

И мы знаем, что их пилоты истребителей «знамениты» тем, что не слишком успешно управляют своими машинами, а их капитаны не умеют как следует опускать якорь — судя по всему мусору, который они оставляют на дне моря. Конечно, вы справедливо говорите, что крайне сложно определить, было ли что-то сделано намеренно. Разумеется, это всегда нужно проверять. Но если говорить о нарушении воздушного пространства Польши и о МиГ-31 в Эстонии — намеренно это было или нет — это в любом случае было безрассудно. Это в любом случае неприемлемо.

А дальше я хочу, когда ситуация завершилась, оценить, правильно ли мы отреагировали. И да, правильно. Знаете почему? Потому что мы делаем это уже 70–80 лет — с советскими, с россиянами, с Ельциным и с Путиным: с Путиным «до 2010 года» и с тем Путиным, который вернулся и начал радикализоваться ещё сильнее», – сказал Марк Рютте.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!