Лейтмотивом прошедшего в Бишкеке саммита СНГ могла бы стать «Песня моряков» из популярной некогда рок-оперы «Юнона и Авось». «Нас мало, нас адски мало, а самое страшное, что мы врозь», — сетовал со сцены главный герой в исполнении Николая Караченцова. Примерно с таким же посылом к собравшимся лидерам государств СНГ обращался и Александр Лукашенко. Но его аргументация не помешала коллегам остаться при своем и уклониться от осуждения неугодных Москве и Минску международных судов.
А ведь их действительно все меньше. В 2008 году, после войны с Россией, из СНГ вышла Грузия. Украина завершила выход в 2018-м, начав эту процедуру в 2014-м, после аннексии Москвой Крыма и части Донецкой и Луганской областей. Молдова игнорирует заседания СНГ с 2022 года и заявила о выходе из Межпарламентской ассамблеи Содружества. Саммит в Бишкеке впервые прошел без участия Армении — премьер этого государства Никол Пашинян заявил, что не сможет присутствовать на заседании Совета глав государств СНГ в Бишкеке «из-за ряда обстоятельств».
Даже «первый среди равных» Владимир Путин вынужден был признать — «некоторые страны, которые раньше, а может быть, и сегодня еще, числятся в составе СНГ, они не работают в этом формате». Та же Молдова, по его словам, «практически утрачивает собственную идентичность, так как элита страны считает себя румынами». Российский президент подчеркнул, что это «их выбор». Но «ползучее разложение» СНГ, равно как и попытки руководства государств — членов этого объединения заглядываться в противоположных от России направлениях, не могут не тревожить Кремль. Заманивать всех обратно под московское крыло самому Путину явно не с руки — статус не позволяет. И он в очередной раз возложил обязанность быть «рупором Москвы» на своего ближайшего союзника.
Беларусский правитель на заседании совета глав государств СНГ призывал собравшихся держаться вместе, не присоединяться к введенным против Беларуси и России санкциям и не поддаваться на провокации Запада, который «не оставляет попыток расшатать нас в разные стороны, ослабить и подчинить своим интересам». В пример главам государств СНГ он ставил СССР, который все «боялись и уважали».
«Нельзя допустить внутреннего раскола и присоединения к идеологам и проводникам санкционного давления», – говорил Лукашенко.
Когда убеждают столь горячо, этому должны быть веские основания. Центробежное движение государств СНГ давно видно невооруженным глазом. А для режима Лукашенко тоже важно плечо товарищей по СНГ, особенно в условиях санкций и международного давления. И СССР упомянут совсем не случайно — по замыслу Москвы и Минска, государства Содружества не просто должны помогать друг другу и не поддерживать санкции, а выступить единым фронтом против общего врага – Запада.
Лукашенко даже немного попугал лидеров стран СНГ. По его словам, собравшихся ждут «непростые времена». И с одной стороны у них «большой брат, который старается помочь» и у которого, естественно, «свои интересы». А с другой американцы, Запад. Так что «не забывайте — наше счастье здесь, вот за этим столом».
По каменным лицам сидящих «за этим столом» глав государств Содружества было трудно понять, насколько они воодушевлены очерченными перспективами своего счастья. Нетрудно предположить, что с них хватило бы и того, чтобы их просто «уважали». На «боялись» ведь много не заработаешь. Скажем так: достаточно, чтобы их боялись их собственные граждане. А вот вступать в конфронтацию с внешним миром ради сомнительных соседей, понятное дело, никому не хочется. Так что велик риск того, что призывы Лукашенко реанимировать разлагающийся труп СССР так и останутся без ответа. Страны СНГ, конечно, будут сотрудничать со странами «мирового большинства», но в своих собственных интересах.
Не случайно большинство собравшихся на саммит глав государств СНГ в своих выступлениях делали акцент не на политике, а на сотрудничестве в экономической сфере. Президент Кыргызстана Садыр Жапаров заявил о важности дальнейшего продвижения инициативы развития зеленой экономики. Руководитель Азербайджана Ильхам Алиев говорил о позитивных результатах укрепления экономических отношений в рамках Содружества. Глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев ключевыми задачами назвал развитие взаимной торговли и превращение региона в крупнейший транспортно-логистический хаб. Все говорили, главным образом, о деньгах. Про СССР и вызываемый им страх и уважение у окружающих никто, кроме Лукашенко, так и не вспомнил. Здесь, в конфликте между большой политикой и доходами, и кроется фундамент противоречий в нынешнем СНГ.
Показательно, что из готовящегося к саммиту заявления глав государств – участников Содружества о принципах межгосударственных отношений в многополярном мире взяла да и исчезла «озабоченность по поводу политизации деятельности международных судов». Как отметил Лукашенко, «даже такая мягкая формулировка была поддержана не всеми».
«Зачем нам эти международные суды? Тем более в наших отношениях. Тем более, мы понимаем, особенно сейчас, для чего это делается. Видимо, кого-то это просто пока не коснулось», — вопрошал беларусский правитель.
Тщетно. Исключение из совместного заявления этой ключевой «озабоченности» можно рассматривать как серьезный демарш со стороны лидеров стран СНГ. Ордер на арест Владимира Путина уже выдан Международным уголовным судом. Европарламент призвал МУС выдать ордер и на арест Лукашенко. В этих условиях отказ лидеров стран СНГ внести этот архиважный для РФ и официального Минска пункт в итоговый текст заявления выглядит вызывающе: мол, мы готовы сотрудничать с вами в сфере экономики, но портить из-за вас отношения сами знаете с кем тоже не собираемся. Да, коллег по СНГ такая напасть пока не коснулась. И им очень бы хотелось, чтобы не коснулась и впредь. А влезь в ваши игры – неизвестно, чем это закончится.
Путину еще повезло, что к моменту Бишкекского саммита парламент Кыргызстана так и не успел ратифицировать Римский статут. Иначе и он сам, и хозяин встречи Садыр Жапаров рисковали бы оказаться в очень щекотливом положении.
В своих политических интересах страны — участницы СНГ расходятся все дальше. Остается экономика, которая еще хоть как-то удерживает это образование вместе. Экономика и культура. В этих областях стороны еще готовы взаимодействовать и идти на компромиссы с «большим братом». Но даже учрежденная на саммите Международная организация по русскому языку выглядит, скорее, как реверанс в адрес России. Чтобы Путин не уехал совсем с пустыми руками.
Большинство стран СНГ вполне справляется с поддержкой национальных языков, в том числе на самом высоком уровне. Они эту языковую организацию переварят и не заметят. Риск от такого «агента влияния» в столицах Содружества, видимо, оценили, как допустимый. Там у них, чему не преминул возмутиться Александр Лукашенко, по-английски уже говорят лучше, чем по-русски. И языковых ценностей его поколения не разделяют. А раз так – почему не пойти на уступку там, где безопасно? Это вам не МУС.
Если же по кому и ударит деятельность вновь созданной организации по русскому языку, так это по нашей стране, где родной язык сегодня нуждается в особой защите и поддержке. Но это выбор Минска, и у остальных участников СНГ за нас голова не болит. Тут каждый сам за себя, поэтому разбирайтесь сами.
Сюда же можно отнести и статусы «наблюдателя» и «партнера» Содружества, которые утвердили собравшиеся. Какие страны войдут в число наблюдателей, а какие займут место партнёров, пока неизвестно. Министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил, что «конкретные кандидатуры будут рассматриваться после того, как этот документ одобрят главы государств».
Можно только гадать, для кого готовятся эти кресла. Возможно, для Абхазии с Южной Осетией. Может, для Украины, которая, как надеется Москва, когда-нибудь вернется обратно в СНГ. Может, для Кубы, будущей Палестины или еще каких-нибудь образований, в жизнеспособность которых верят российские власти.
Суждено ли сбыться этим надеждам, покажет время. Но можно предположить, что пока отношение к подобным перспективам у стран СНГ как к завтрашнему дождю. Который может пойдет, а может и нет. А если пойдет, тогда и зонтик раскроем. Но пока небо ясное и не факт еще, что ветер тучи нагонит.
Так что какой там СССР – льдины государств — членов СНГ потихоньку, но все дальше дрейфуют друг от друга. И чем сильнее будут обостряться политические противоречия, тем заметнее будет этот дрейф. Их и так уже осталось адски мало. А среди оставшихся — каждый сам за себя.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by