Марзалюк vs Бондарева. Кто кого и что бы это значило?

Конфликт между депутатом Игорем Марзалюком и пророссийским блогером Ольгой Бондаревой примечателен вовсе не дискуссией о билингвизме. Вырвавшаяся на поверхность грызня между пропагандистами и блогерами — отголосок конфликта различных группировок и течений в верхах беларусской власти.

Началось с ток-шоу «По существу», которое вышло на канале СТВ накануне Дня родного языка. Ведущие Алена Сырова и Кирилл Казаков вместе с гостями, в числе которых были заместитель директора Национального института образования Ольга Зеленко, профессор кафедры печати и веб-журналистики журфака БГУ Виктор Ивченков, политолог Петр Петровский, начальник одного из управлений Минкульта Ирина Дрига и председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Игорь Марзалюк обсуждали тему двуязычия в нашей стране. Говорили о том, какой язык можно назвать родным, и может ли беларусский стать популярным?

Как видим, никаких демократов среди участников ток-шоу не было. Да и общий тон программы выглядел бесконфликтным. Гости и ведущие единогласно высказались за популяризацию родного языка, хотя и согласились с тем, что проводить «радикальную» беларусизацию нельзя. И обвинили «националистов» в попытках превратить язык в «политическое оружие». В общем, отбыли номер к дате, и ничего более.

Среди гостей несколько выделялся, хотя и строго в рамках допустимого, депутат Игорь Марзалюк. Он заявил, что беларусский язык необходимо популяризировать. «Считаю, что режим позитивной дискриминации означает усиление беларусского языка, потому что у беларусского языка нет другой родины, кроме Беларуси», – заявил он.

Отвечая на ремарку ведущего о том, что по нему «пройдутся некоторые блогеры», Марзалюк ответил коротко: «Мне начхать». И тут же отметил, что, по его мнению, было бы правильно, если бы такие дисциплины, как география и история Беларуси, обществоведение преподавались в школах только на беларусском языке.

Чуть позже Марзалюк еще раз вспомнил о блогерах, заявив, что «отдельным товарищам, как вы говорите, псевдоблогерам, псевдопатриотам, кажется, что <> беларусского языка нет, и он должен быть уничтожен. Это полная ахинея на самом деле». И припомнил полонизацию, русификацию и советизацию, в условиях которых приходилось выживать и развиваться беларусскому языку.

Блогеры оказались помянуты не к ночи, и на Игоря Марзалюка набросились пророссийские деятели вроде Ольги Бондаревой, Светланы Жигимонт и прочих активистов. Той самой Бондаревой, которая сражается с «насильственным навязыванием беларусского языка», с художественными галереями, и с буквой «Ў». И той самой Жигимонт, которая изобразила Александра Лукашенко с автоматом под дубом.

«Как будто Оруэлла читаю», – написала Жигимонт. Бондарева же выражений не выбирала и в своем ТГ-канале назвала Марзалюка «паном» и «нацистским дном». «Давно назрела необходимость того, чтобы Генеральная прокуратура дала оценку всем лживым вбросам псевдопатриотов, которые только тем и занимаются, что оправдывают бчбьё и пытаются дискриминировать людей, искренне борющихся с госпереворотчиками», – высказалась она.

Игорь Марзалюк, похоже, с комментариями в свой адрес ознакомился. И на совместном заседании двух палат парламента, где генпрокурор Андрей Швед выступал перед парламентариями с докладом, заявил, что «национализм и экстремизм в любом формате — бело-красно-белый ли он, либо диаметрально противоположный, <…> а тем более оскорбления на этой почве государственных служащих – тех, которые стоят на страже беларусского национального государства, должны преследоваться по закону».

В ответ Бондарева написала заявление в Генеральную прокуратуру. Она требует провести проверку в отношении депутата Марзалюка, который, по ее мнению, «способствует разжиганию вражды и ненависти».

«На реплику ведущего о «недовольных блогерах» Марзалюк ответил, что ему «начхать». То есть депутату наплевать на мнение граждан и его избирателей. Как же это соотносится с депутатской этикой? Или Игорь Марзалюк настолько забронзовел, что может себе позволить по-хамски относиться к гражданам Республики Беларусь?» — возмущается Бондарева.

Забавно, что и Марзалюк, и Бондарева в своих тирадах обильно ссылаются на Лукашенко, легко подбирая выгодные для себя фрагменты его высказываний.

Это не первый конфликт между пропагандистами и ярыми пролукашенковскими активистами. Месяц назад они уже ругались между собой по поводу использования транслитерации с беларусского языка и латиницы в наименовании улиц.

Казалось бы, черт с ними, пусть грызутся. Тот же Марзалюк активно выступал против «самозванцев» и общественных организаций в образовании, занимает пост заместителя председателя в Республиканском межведомственном координационном совете по патриотическому воспитанию населения. Вот пусть теперь генпрокурор Андрей Швед и разбирается, кто там больший патриот.

Правда, при прочих равных, депутат Марзалюк мог бы запросто потерпеть поражение в этой битве. Слишком уж велико отвращение ко всему «националистическому» в отечественных силовых структурах. Поэтому, как представляется, позиция Ольги Бондаревой найдет там горячую поддержку. Дай силовикам возможность, и даже такие лояльные к власти, но беларусскоязычные и умеренно национально-ориентированные персонажи, как Марзалюк, оказались бы безжалостно закатаны в асфальт. Нельзя исключать, что и заявление Бондаревой в генпрокуратуру возникло не само по себе, а по указке. Марзалюку дают понять, где проходят границы допустимого, и кто есть кто в выстроенной системе.

Конечно, Марзалюк тоже не лыком шит. Он выполняет свои, отведенные ему и согласованные на самом верху функции, обеспечивая разнообразие «политической палитры» и заигрывая с умеренной интеллигенцией. Поэтому с высокой долей вероятности дотянуться до него силовики пока не смогут. Но этот конфликт представляется эхом столкновения силовиков и умеренных, или пророссийских и беларусскоцентричных сил в отечественном истеблишменте. Общий же вектор движения нашей страны дает основания предположить, что пророссийски ориентированные группировки все больше набирают вес, наращивают влияние. Хотя пока еще и недостаточно сильны для того, чтобы с лету «съесть» всех своих противников.

Поэтому, вероятнее всего, конфликт между Марзалюком и Бондаревой закончится ничем. Историю потихоньку замнут и забудут. Но битва за усиление собственных позиций и расширение сфер влияния наверху продолжается. Значит, нам еще предстоит стать свидетелями столкновений между публичными персонами, представляющими различные группировки и течения.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.