Маневры Трампа, или MAGA требует открытости в деле Эпштейна

Демократы из Комитета по надзору Палаты представителей США обнародовали новые письма из дела Джеффри Эпштейна, в которых несколько раз упоминается президент США Дональд Трамп. На фоне набирающего обороты противостояния Трамп вынужден идти на конфликт с рядом своих сторонников.

Финансист Джеффри Эпштейн был задержан в США летом 2019 года и обвинен в торговле людьми, в том числе несовершеннолетними девушками, и в склонении их к проституции. В августе того же года Эпштейн покончил с собой в тюрьме, не дождавшись суда. Его подруга и сообщница, подданная Великобритании Гислейн Максвелл, отбывает 20-летний срок за пособничество в торговле людьми в целях сексуальной эксплуатации.

Публикация новых материалов, связанных с делом Эпштейна, вывела на первый план один из самых чувствительных и политически взрывоопасных вопросов американской повестки — характер отношений между Эпштейном и президентом США Дональдом Трампом. За последние месяцы в распоряжение СМИ, Конгресса и общественности поступили тысячи электронных писем, отредактированные документы ФБР и журнал полётов самолётов Эпштейна.

В ходе своей избирательной кампании Трамп обещал рассекретить «файлы Эпштейна». Кандидат говорил, что в случае возвращения в Белый дом он будет добиваться раскрытия всех материалов, связанных с делом Эпштейна — в том числе показаний большого жюри и якобы существующего «списка клиентов» финансиста. Некоторые сторонники Трампа верили в то, что после обнародования этих материалов вскроются факты, указывающие на участие части американских элит, в первую очередь представителей Демократической партии, в грязном бизнесе Эпштейна и укрывательстве деятельности скандального финансиста.

После инаугурации Трамп дал поручение генеральному прокурору США Пэм Бонди рассекретить материалы расследования. Этому распоряжению предшествовала публикация The Wall Street Journal статьи о «непристойной открытке» на юбилей Эпштейна, якобы отправленной Трампом.

Однако Министерство юстиции заявило, что «в ходе систематического обзора не выявлено списка клиентов» Эпштейна, который мог бы содержать имена влиятельных лиц. Некоторые сторонники Трампа оказались разочарованы — они ожидали разоблачений, а результаты оказались совсем не сенсационными. «Теперь многие из электората Трампа обвиняют его в том, что он не оправдал ожиданий по делу Эпштейна», — так описывал ситуацию журнал Time.

Масла в огонь добавили публикации о том, что в 2018 году, во времена первой каденции Трампа, Эпштейн обращался к Турбьёрну Ягланду, бывшему премьер-министру Норвегии, который тогда возглавлял Совет Европы, с просьбой свести его с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Финансист просил передать российскому дипломату следующее сообщение: «Если хотите понять Трампа, поговорите со мной». Кроме того, в опубликованной переписке Эпштейна указано, что финансист обсуждал Трампа с Виталием Чуркиным, занимавшим в то время пост постоянного представителя России при Организации Объединенных Наций. Это, в свою очередь, породило слухи о том, что у Кремля, якобы, был некий компромат на Трампа, полученный от Эпштейна.

Белый дом не сразу ответил на просьбу Politico прокомментировать эти письма. Но пресс-секретарь Трампа Кэролайн Левитт заявила на брифинге в среду, этот набор писем «абсолютно ничего не доказывает, кроме того, что президент Трамп ничего плохого не сделал». Сам Трамп настаивает на том, что двадцать лет назад прервал контакты с Эпштейном, поскольку тот «воровал» у него работниц из спа в клубе во Флориде.

Последние опубликованные документы по делу Эпштейна были получены по требованию членов комитета по надзору Палаты представителей США из Демократической партии, несмотря на ожесточенное сопротивление части республиканцев. В августе этого года Комитет выдал исполнителям завещания Эпштейна судебный приказ о предоставлении ряда документов, в том числе книги с поздравлениями с днем рождения, в которой находится записка, якобы написанная Трампом. Как утверждается, Комитет получил почти три тысячи документов. При этом опубликованные документы не содержат прямых обвинений против Трампа. С другой стороны, в них имя нынешнего президента США упоминается часто. В частности, в письмах к своей сообщнице Гислейн Максвелл Эпштейн называет Трампа «собакой, которая не лает». Это может быть отсылкой к одному из рассказов Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. По сюжету знаменитый сыщик понял, что молчание собаки во время ограбления указывало на то, что преступником был человек, которого она знала.

Ещё один источник — журнал полётов самолётов Эпштейна. В нём действительно фигурирует имя Дональда Трампа, как и многих других известных персон. Упоминания относятся в основном к середине 1990-х годов. Некоторые полёты были совершены не только при участии Трампа, но и членов его семьи. Эти данные сами по себе не свидетельствуют о преступлениях, но становятся частью контекста, который анализируют журналисты и законодатели.

Чтобы заставить Минюст США обнародовать материалы дела, в Конгрессе зарегистрировали специальный законопроект – Акт о прозрачности файлов Эпштейна (Epstein Files Transparency Act). За его принятие развернулась жесткая борьба. В случае принятия Палатой представителей Акт должен будет пройти голосование в Сенате, а у Трампа имеется право вето. Но Акт обяжет Минюст США обнародовать все несекретные материалы, документы, переписку и данные расследований, связанных с делом Эпштейна. По данным издания Politico, голосование может состояться уже завтра.

Но демократам, без поддержки части республиканцев, не хватило бы голосов для принятия Акта. И одна из влиятельных сторонниц Трампа, конгрессвумен от штата Джорджия Марджори Тейлор Грин оказалась одной из четырех представителей Республиканской партии, подписавших инициированную демократами петицию о принудительном рассмотрении законопроекта о публикации файлов Эпштейна.

Это привело к открытому конфликту с Трампом. Президент назвал Грин «чокнутой» (wacky) и заявил, что она должна лишиться мандата на следующих выборах. Затем Трамп пошел еще дальше, назвав Грин «предательницей». В ответ на выпады конгрессвумен стала выражать сомнения, остался ли Трамп верен принципу America First («Америка прежде всего»). И раскритиковала реакцию президента на публикацию материалов по делу Эпштейна. При этом еще недавно Грин была одной из ярых сторонниц президента США. Из этого можно сделать вывод, что Трамп начинает терять поддержку части наиболее активных приверженцев.

Сперва Трамп осудил «мистификацию Эпштейна». Он заявил, что при жизни Эпштейн никого не интересовал, а некоторых республиканцев используют для продвижения публикации документов. «Давайте начнём говорить о рекордных достижениях Республиканской партии и не попадём в «ловушку» Эпштейна, которая на самом деле проклята демократами, а не нами», — добавил он.

Однако понимая, что при поддержке части республиканцев, Акт, скорее всего, будет принят, Трамп изменил линию поведения. Вчера он заявил, что республиканцы в Палате представителей «должны проголосовать за публикацию файлов Эпштейна, потому что нам нечего скрывать, и пора оставить в прошлом этот демократический обман».

Axios пишет: «Очевидное изменение позиции Трампа указывает на то, что голосование по публикации файлов Эпштейна, вероятно, будет успешным, поскольку он сталкивается с негативной реакцией некоторых членов движения MAGA и уже вступил в конфликт по этому вопросу с республиканцами, включая бывшего верного ему конгрессмена Марджори Тейлор Грин и конгрессмена Томаса Мэсси».

При этом дело Эпштейна остаётся одним из самых чувствительных аспектов для американской внутренней политики. И фигура Дональда Трампа в нём, в том числе в свете опубликованных документов — одна из наиболее спорных. Обнародование переписки и других материалов усилило давление на администрацию Трампа и его окружение. Демократы используют публикации, чтобы добиться полного и независимого расследования. Республиканцы же в большинстве своём называют происходящее политической атакой. Но тот факт, что часть из них поддержала требование демократов, может стать тревожным звоночком для Трампа. Как отмечают наблюдатели, политические и репутационные риски для него продолжают расти. Департамент юстиции США всё ещё располагает большим массивом нерассекреченных данных о деле Эпштейна. И каждый новый документ гипотетически может оказаться политической бомбой. А до выборов в Палату представителей и в Сенат США остается чуть меньше года.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

🔥 Поддержите Reform.news донатом!