Александр Лукашенко считает, что беларусская экономика находится на военном положении. Она сталкивается с «серьезнейшим прессом» и с Востока, и с Запада. Об этом он заявил, заслушивая отчет правительства о работе экономики в 2025 году и перспективах на новый год.
«Как вы понимаете, мероприятие сегодня не носит торжественный характер. Очень хотел бы, чтобы оно было рабочим.
Все вы понимаете, я тоже, мы находимся в очень сложной, по крайней мере непростой, ситуации. И с востока, и с запада под серьезнейшим прессом. Я говорю об экономике. Хотя и политика она и есть выражение экономики в концентрированном виде, как говорили классики.
Просто не будет. Для того мы и есть, как нас называют – элита, самые подготовленные и информированные люди. И в любой ситуации мы должны работать и выдавать результат», — сказал он, открывая мероприятия.
Лукашенко подчеркнул, что время для экономики сейчас почти военное.
«Время почти военное. Почему? Экономика стала реальным полем боя. Экономическими инструментами достигаются цели классической войны: отобрать ресурсы, вызвать социальные протесты, заставить выполнять не наши правила — жизнь по другим правилам», — добавил он.
Описывая «почти военное время» Лукашенко упомянул санкции, которых не должно быть для правительства.
«Но для вас и для меня их нет. Если бы начали ссылаться на санкции, нас бы уже не существовало, — подчеркнул белорусский лидер. — Как только вобьем себе в голову, что невозможно работать — все, мы погибнем. Не будет результата — придем к военной экономике», — сказал он, отметив, что под санкциями находится более полусотни стран мира.
«Под прямыми санкциями сегодня уже 50 стран мира. Вторичный эффект касается уже, наверное, сотен государств. И вот Министерство иностранных дел России обратилось ко мне как председателю Высшего государственного, чтобы мы рассмотрели вопрос, и как-то все, кто под санкциями, объединились. Уговорили еще и Китай. Уговаривать его не надо, он понимает, что следующим будет он. Объединились и показали свою силу и мощь. Если мы объединимся и договоримся, испугаются те, кто ввели против нас санкции», — добавил Лукашенко.
В описании Лукашенко также нашлось место эмбарго (Торговой блокадой и заморозкой активов душат сегодня на глазах всего мира Кубу), тарифным войнам, валютным, атакам и борьбе за технологии.
«Через ограничение хождения долларов, давление на курс и расчеты в определенной валюте попытались устроить цветную революцию в Иране», — сказа он.
«Здесь имеет место конкуренция в самом неприкрытом, неоколониальном виде, заметил белорусский лидер. Это запрет на поставку оборудования, чипов, программного обеспечения, блокировка доступа к наукоемким отраслям», — добавил он.
Наконец, еще один элементе — контроль цепочек поставок.
«Беларусь на себе в полной мере испытала весь этот букет «цивилизованных правил». Вместе с тем, как мы договорились когда-то, внешние условия изучаем и понимаем, но работать в условиях ограничений и санкций мы должны», — констатировал он.
Перед началом совещания Белстат опубликовал данные о ВВП Беларуси в январе. Он составил 23,3 млрд рублей и сократился на 1,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Промышленное производство в январе упало на 3,4%. Лукашенко также отметил спад в промышленности.
«Весь год в этой важнейшей сфере шел устойчиво замедляющийся тренд, во втором полугодии сработали с отрицательной динамикой 98,2%. Январь 2026 года — еще минус 3,4%. В сложной ситуации находится половина обрабатывающей промышленности. На ключевом российском рынке только Минпром не добрал в прошлом году 1 млрд доларов. Что еще хуже (то, о чем я предупреждал премьер-министра) — завезли туда товар, там оставили без оплаты. На старые грабли наступаем. Это уже преступление. Все его предприятия в красной зоне. Наблюдаем падение выпуска ключевых товаров», — сказал он.
Надо отметить, что в субботу премьер-министр Александр Турчин провел совещание о выполнении в январе 2026 года доведенных плановых показателей по производству и экспорту промышленной продукции. По его итогам он поручил усилить контроль за выполнением показателей. На совещании были заслушаны отчеты не только руководителей министерств и ведомств, но и отдельных предприятий. Директора доложили о причинах падения производства в январе. Поручено обеспечить объемы в феврале не ниже январских, а также нарастить их в течение первого квартала.
По словам Лукашенко растут складские запасы. За прошлый год они выросли на 2,5 млрд рублей.
«На складах фактически заморожено продукции на 4 млрд долларов (12 млрд рублей). И в январе текущего года добавили еще 800 млн рублей. Вот наша работа», — добавил он.
Лукашенко обратил внимание, что результаты в сельском хозяйстве также не идеальные.
«На фоне хорошего урожая общий результат сельского хозяйства не намного лучше, чем годом ранее. При этом сельхозорганизации сработали с темпом 102,7%. То есть наш курс на крупнотоварное хозяйство в целом верный. Выросло животноводство (103%), обеспечен рекордный экспорт продуктов питания — 10 млрд долларов. Но неприемлемая ситуация с падежом, хроническая задолженность сельхозорганизаций смазывают эти итоговые результаты», — сказал он.
Он потребовал вернуть в сельхозоборот земли, заросшие кустарником.
«Ежегодно под кустарниками и хламом остаются 800 тыс. га. Это территория в 22 Минска! И цифра не меняется в меньшую сторону уже минимум пять лет, — привел данные белорусский лидер. — Эти кустарники надо убрать, если нужно, завезти органику, торф и сделать землями сельхозназначения», — сказал он.
Также по его мнению, нужно активнее использовать свой торф для улучшения плодородия.
Лукашенко констатировал проблемы с экспортом и возвратом валютной выручки.
«Торговля товарами на экспорт почти весь прошлый год хуже предыдущего. Из отрицательных значений выбрались только в ноябре-декабре. И, казалось бы, можно гордиться результатом — выполнили экспортный план пятилетки. Вот только задания по экспорту конкретных товаров, которые вы сами же себе устанавливаете, в прошлом году не выполнены даже наполовину», — сказал он, отметив, что есть факты, когда в физических поставках теряются рынки, хромают анализ и планирование.
«Вся ваша оборотка в валютной выручке! Зарабатывайте и возвращайте деньги в страну», — сказал он.
По его информации, из-за границы не вернулось почти 500 млн долларов экспортной выручки.
«Мы тратим значительные суммы на стимулирование экспортеров, каждый министр закреплен за конкретными странами, чтобы углублять с ними кооперацию и расширять товарооборот. А результат? Где он?», — продолжил Лукашенко.
Он обратил внимание на неиспользованный потенциал Азии, Африки и Америки.
«Имея устойчивые экономические и дружественные связи в Азии, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, поставляем туда только пятую часть нашего экспорта. Вот где настоящий резерв для его наращивания», — добавил он.
По его словам, МИДом подробные экспортные задачники по товарам и странам разработаны и доведены до всех руководителей. МИД также было поручено срочно перебросить дипломатов с Запада на Восток. Лукашенко также подчеркнул, что работа на экспорт — персональная задача премьер-министра и его заместителей.
Нашлось в речи Лукашенко и место для упреков Нацбанку.
«В матрице задач вертикали власти большинство из них в красной зоне (ВВП, экспорт, инфляция, запасы на складах, уровень затрат и так далее)!» — сказал он.
По его мнению, правительство недостаточно погружается в отраслевые проблемы и ситуацию на предприятиях.
«Предпочитаете находиться вместе с Нацбанком в эйфории макроэкономической стабильности?» — спросил он.
Лукашенко бросил еще один упрек концернам. По его словам, они не занимаются снижением затрат.
«Каждый второй министр их не только не снизил, но и нарастил. У «Беллегпрома» «прибавка» почти 5%. И это при том, что его склады затоварены почти на четыре месяца работы вперед. У «Беллесбумпрома» — плюс 6%. Минпром добавил 2,5%», — сказал он.
Он считает, что снижением затрат не занимается и правительство.
«Эта тема в принципе ушла из повестки правительства. Или вы забыли, что кроме «рынка» существуют и такие экономические понятия?» — сказал он.
Лукашенко напомнил о работе над повышением качественных товаров. Он посетовал, что товары, удостоенные Знака качества, недостаточно продвигаются.
«Сколько лет работали над развитием электротранспорта, реализовали целую программу. Но каждый год жалобы на дефекты и пачки рекламаций. В прошлом году у «Белкоммунмаша» по всем регионам продаж дефектность увеличилась почти на 40%. Не лучше ситуация на «Гомсельмаше», где разные причины отказов у каждого второго гарантийного комбайна.
Сегодня министр промышленности провалил качество техники, а завтра из-за его недоработок будет страдать министр сельского хозяйства, с которого спрос за посев и уборку урожая ежедневный. Следом партнеры на внешних рынках уже не так охотно приобретают нашу технику. Они тоже считают и время, и деньги», — сказал он.
Он также недоволен импортом. По его словам, массово импортируются автобусы (более 500 единиц), грузовая техника (более 7,5 тыс. единиц), дорожная и строительная техника (1623 единицы).
«Только по этим товарам можете записать себе в минус почти 400 млн долларов!» — сказал он.
«При модернизированных «Камволе» и льнокомбинате продолжаем завозить ткани-аналоги (еще минус почти 35 млн долларов). К слову, по концерну «Беллегпром» это повсеместная картина. Доля отечественных товаров легпрома на внутреннем рынке — менее 10%, зато поток импорта товаров легкой промышленности вырос почти на треть», — продолжил он.
«Где ваши стратегии, агрессивные механизмы защиты, реклама, маркетинг? Терять свой рынок — это преступление. За пять лет доля отечественных товаров на внутреннем рынке снизилась с 60% до 54%», — констатировал Лукашенко.
Лукашенко поставил задачу перед правительством остановить спад в промышленности.
«Прямо сейчас первоочередные, мгновенные задачи правительства — срочно остановить спад в промышленности и разгрузить склады. Все ключевые предприятия еще вчера должны быть взяты буквально на ручной контроль. Упаси вас бог сбрасывать со складов кому-то без денег ту или иную продукцию», — сказал он.
По его мнению, для этого надо отправить на места специалистов министерств и концернов, чтобы они провели ревизию работы маркетологов, службы сбыта и систем закупок.
«Задача одна — срочно найти новые контракты. Дальше — сигнал наверх своему министру, пусть под этот экспорт (особенно на новые рынки) ищет вместе с вице-премьером и банками финансовую поддержку», — сказал он.
Для пущей убедительности Лукашенко решил припугнуть чиновников 2020 годом.
«Часто говорю: вы забыли 2020 год! И если вы думаете, что 2020 год — это там внешние враги какие-то… Да нет, если бы не было внутренней нашей соответствующей ситуации, никакие бы враги сюда не влезли. А если б влезли, то мы бы их пресекли в первые дни. Но наша самоуспокоенность… Наблюдаю это и сейчас, везде.
Там, где бюджет, там, где государство, — толку нет. Давайте договоримся: мы — хозяева на этой земле, и о вашей работе я буду судить по-хозяйски», — сказал он.
По его словам, программа «Один район — один проект» является показателем работы председателей рай- и облисполкомов.
«Не сохраним материальную основу нашей экономики через новые промплощадки и производства — никогда не остановим отток людей», — сказал он.
«Плюс восстановление базовых предприятий: райагросервис, сельхозхимия, ПМК, мелиорация. Все полномочия по стройке, экспертизе, финансам и кадрам — на места, вниз. Предрик — теперь ключевое звено системы власти в стране. По итогам полугодия проведем серьезный разбор этих вопросов», — обозначил он задачим руководителем местных органов власти.
Надо отметить, что пока не сообщалось о подписании документов об условии поставок российского газа в 2026 году, хотя соответствующие проекты уже одобрены Александром Лукашенко, а правительство уполномочило на их подписание вице-премьера Виктора Каранкевича.

