Александр Лукашенко заявил, что президент Украины Владимир Зеленский выступает против переговоров с Россией, хотя европейские страны и согласны на них. США занимают промежуточную позицию.
«Я пытаюсь объяснить, назвать причины, почему сейчас надо идти на переговоры. Позиция Запада такова: Европа готова к тому, чтобы вести сейчас переговоры, европейские страны, в том числе Франция. И, может быть, прежде всего Франция. Это война в нашем доме. Поэтому надо вести переговоры, пока это возможно», — сказал он на сегодняшней встрече с журналистами.
По его словам, президент Украины намерен добиваться освобождения украинских территорий военным путем.
«Зеленский занимает крайнюю позицию — воевать, пока не освободим территории, если даже до последнего украинца. США занимают промежуточную позицию. Они будут готовы к переговорам после контрнаступления», — заявил он.
Он еще раз повторил, что нужно идти на переговоры, особенно если украинское наступление закончится неудачей.
«Тогда надо идти на переговоры. И Европа с этим согласилась. Все сфокусировано на контрнаступлении», — считает он.
Лукашенко также уверен, что Китай может сыграть важнейшую роль в урегулировании конфликта, если не просто этого захочет, а будет добиваться.
«Переговоры в тупике, но пока еще есть выход из этого тупика. Есть возможность сесть за стол переговоров и договориться. Я в этом абсолютно убежден. Завтра может не быть такой возможности», — поделился он своими соображениями.
Сам Лукашенко также готов выступить посредником в переговорах, если это посчитают нужным в Москве и Киеве. По его мнению, переговоры могут состояться осенью.
«К осени должна ситуация измениться, и мы начнем говорить за столом переговоров. Возможно. Может, не в сентябре, чуть позже. Не хочу выдавать какую-то информацию, но об этом уже говорят европейцы. Франция, Германия. От этой войны материально теряют больше всего европейцы. А выгодополучателем является фактически одна страна», — сказал он.
Лукашенко уверен, что сейчас «мощная сильная Россия» готова вести переговоры, но если украинское наступление провалится, то тогда Москва, конечно же, уже не захочет. Поэтому начинать переговоры нужно сейчас. Лукашенко при этом не стал рассуждать о варианте, когда украинское наступление увенчалось успехом и ВСУ удалось бы выбить российские войска с территории Украины или освободить значительную часть захваченных территорий.
«Мощная сильная Россия, пусть никого не удивляет, готова к переговорам с Украиной. Ну не хочется, чтобы погибали люди. А если завтра россияне перемелют эти силы и увидят возможность атаковать по югу Приднестровья, что тогда? Сядет Россия за стол переговоров? Вряд ли. Ситуация изменится и подходы будут другими. Поэтому если кто-то ждет этот «конрнаступ»… «Если он не получится, вот тогда мы сядем за стол переговоров», — Запад. А Россия может послать по-русски и очень далеко. Поэтому нужно пользоваться моментом. Потому что динамика бешеная. Развитие ситуации мгновенное порой, и этим нужно воспользоваться», — сказал он.
По мнению Лукашенко, Москва также не готова отказываться от захваченных территорий.
«Россия что, будет обсуждать Крым и Новороссию? Никогда! Ситуация изменилась. А тогда (во время предыдущих раундов переговоров. — прим. reform.by) еще можно было. А завтра, может, вообще переговоры никому не будут нужны. И если там западники с Зеленским сидят и чертят, что-то раскладывают — это только для себя. Потому что изменится ситуация. Поэтому то, что было тогда, думаю, процентов на 50 сейчас неприемлемо», — добавил он.
«Но россияне не будут настаивать. Я знаю позицию Путина. Он будет идти к тому, чтобы обсуждать любые вопросы. Но давайте сядем за стол переговоров. Без предварительных условий», — попросил Лукашенко. По его мнению, переговоры должны идти без предварительных условий вроде вывода российских войск.