(обновлено после публикации видеозаписи) Александр Лукашенко сегодня собрал совещание по вопросам регулирования криптовалют и цифровых знаков. Он потребовал ускорить работу над мерами регулирования в этой сфере. Зачитывая вступительное слово, он неоднократно отходил от подготовленного для него текста, задавая уточняющие вопросы.
«Тема сегодняшнего разговора не то криптовалюта, не то криптобиржа, не то криптобанк. Может быть, все в целом. Или нет, Дмитрий Николаевич? В целом, да?» — начал он, сразу же подняв руководителя своей администрации Дмитрия Крутого.
«Цифровые активы», — ответил тот.
«Если вы готовы не просто обсуждать, а принимать решение, — в противном случае зачем сюда пришли — в таком плане спасибо. Я тем более готов. Беларусь в числе первых в мире на государственном уровне приняла решение о создании условий для развития цифровых технологий по гражданскому обороту цифровых знаков или, как еще называют, токенов, криптовалюты. Тогда, в 2017 м году, многие, мягко говоря, скептически воспринимали решение, поскольку мы действительно вступали на целину. На большинство вопросов, ответов не было от слова совсем. Опасения экспертов объяснялись прежде всего тем, что криптовалюта создается и оборачивается на стыке двух сложных сфер финансов и новейших технологий», — продолжил Лукашенко.
«Как будто финансы это не новейшие технологии, и вообще не имеют к финансам никакого отношения. Какой тут стык вы увидели?» — вставил он замечание.
Затем Лукашенко снова вернулся к заготовленному тексту.
«Непросто было предусмотреть все возможные риски и угрозы. С момента принятия знакового решения прошло, как вы понимаете, немало времени — восемь лет. Тема не потеряла своей актуальности. Наоборот, сегодня идея развития цифровых знаков активно продвигается во многих ведущих странах мира», — сказал он.
«Кто будет докладывать запишите, доложите, в каких странах преуспели», — сделал еще одно замечание Лукашенко.
«SПри этом выпукло проявились основные функции криптовалют. Первое — цифровые знаки стали использоваться как альтернатива традиционным средствам платежа, хотя зачастую бывает и для преступных целей. Второе — крипта стала источником инвестиций и неплохого дохода граждан и компаний во всем мире. Третье — страны начали создавать госрезервы криптовалюты. Хотелось бы знать, где так преуспели», — снова не стал следовать тексту Лукашенко.
Он привел некоторые заготовленные для него цифры о развитии криптосферы. В конце 2024 года в ПВТ было 14 компаний, связанных с криптосферой. Сейчас их 18. В прошлом году они обслужили почти 260 тыс. клиентов по всему миру, а в этом — уже более 300 тыс. Объем внешнеторговых операций в сфере цифровых знаков за 2024 год превысил 1,2 млрд долларов. За семь месяцев 2025 года оборот достиг 1,7 млрд долларов, а по итогам года может составить З млрд долларов.
«Ну что ж, молодцы, что от этого поимели, запишите доложите», — спросил Лукашенко.
«То есть, вроде бы, у вас и компетенции там есть, и потенциал. Нам же важно, как считаеют некоторые не упустить тренды из виду и не потерять наше технологическое лидерство. Естественно, кто задает тренды, тот и получает максимальную выгоду. Дай бог, чтобы у нас получилось этот тренд задать и в этом плане не поставить телегу впереди лошади», — продолжил он.
Он добавил, что еще в 2023 году давал поручения по регулированию криптосферы, но документы так и не готовы.
«Задача государства в таких условиях определить понятные, прозрачные правила игры и механизмы контроля в данной сфере. Это важно, поскольку это новое для страны направление. Хотя правила игры надо определять везде. Именно поэтому 2023 году мною дан ряд.. В 2023 году! Ряд поручений по обеспечению комплексного регулирования сферы цифровых знаков криптовалют. Однако, Роман Александрович (Головченко — прим.), до сих пор согласованных документов на столе нет. Вы были премьером, сейчас председатель (Нацбанка — прим.). Поэтому я к вам обращаюсь. Если это неисполнительность, что господин Крутой, что он мне доложит, кто в этом виноват. Предупреждаю на будущее: любое неисполнение закончится катастрофой для кого-то. Особенно после моих переговоров в Китае, когда я договариваюсь конкретно, у людей горят глаза и у тех, и у других, а на выходе результат через пять лет это хорошо, а то и вообще нет», — сказал Лукашенко.
Вместе с тем проверки КГК показывают, что деньги, вложенные в токены и криптовалюты, не всегда возвращаются в страну.
«Как мне докладывает Комитет госконтроля, результаты внеплановой проверки операторов криптоплатформ свидетельствуют о необходимости какой-то более тонкой или толстой надстроек такой деятельности. В частности, установлены нарушения при регистрации финансовых операций. Почему нарушались все эти процессы? Зачем их было нарушать, в чем причина? Денежные средства беларусских инвесторов, выведенные за границу, в половине случаев не возвращаются. Так дело не пойдет», — сказал он.
Лукашенко отметил, что сегодня практика в цифровой сфере опережает правовые нормы, для чего требуется создание новых отраслей права.
«Фактически сегодня цифровая жизнь начинает опережать право, а точнее, инициирует создание его новых отраслей, можно и так сказать», — сказал он.
По результатам совещания он хочет «четко определить задачи государственных органов и ПВТ в сфере криптотехнологий с учетом имеющегося опыта и компетенций». Кроме того, нужно наметить ключевые моменты правового регулирования, чтобы инвесторы могли и «дальше спокойно работать в нашей цифровой гавани».