Александр Лукашенко считает, что президент Владимир Зеленский должен соглашаться на предложенные ему условия мира с Россией. По его мнению, именно Украина является недоговороспособной стороной на данный момент. Таким мнением он поделился с российским пропагандистом, репортером Павлом Зарубиным.
Правда, из продолжительного комментария Лукашенко не совсем понятно, о каких условиях идет речь, не исключено, что речь идет о варианте из 28 пунктов, содержание которого стало известно на прошлой неделе, но который по итогам американо-украинских переговоров уже претерпел изменения. Лукашенко также сказал, что считает план подготовленным в спешке и требущим уточнения.
«Во-первых, вчера мы очень долго говорили на эту тему в Владимиром Владимировичем. Я так понимаю, и он, и я видим пока не окончательный вариант, и можно, если можно так сказать, неофициальный вариант. Когда он будет передан по официальным каналам россиянам, там можно будет говорить о конкретных каких-то вещах. Но я сегодня сказал, что план работоспособный, и Владимир Владимирович признает, что это хорошая, хорошая основа для переговоров. Но я же был когда-то депутатом. Я все это прочитал вчера, Владимир Владимирович мне представил: вариант первый, вариант второй, когда по частям ему разбили этот план.
Ладно. Сразу хочу сказать, что, пусть на меня не обидится команда Трампа, он составлен в спешке. Не хочу сказать, что уже совсем на колене, но в спешке. Его надо представить в удобоваримом варианте, его надо представить, а это сказал Владимир Владимирович, без широкого толкования, чтобы все было конкретно. Ну, если там территориальные какие-то, решается вопрос о том, что должно быть прописано до метра, километра, какие войска, где войска, кто должен быть, кто не должен и так далее, и тому подобное. Все должно быть до мелочей прописано. Широкое толкование позволит потом в каком-то периоде времени… По своему каждый будет толковать те или иные пункты, поэтому должно быть абсолютно все конкретно. Ну, не хочу вдаваться в детали. Наверное, не к месту это сейчас. Американцы над этим работают. Проведена колоссальная работа», — сказал он.
Лукашенко также решил подчеркнуть, что неправильно считать учтенными в плане только требования России. Американская сторона вела переговоры с Украиной чаще и в большем объеме.
«Но на что хочу обратить ваше внимание журналистов, особенно журналистов, потому что, отслеживая заявления журналистов и экспертов российских и беларусских, хочу сказать, что они часто говорят: вот, вы знаете, там американцы учли требования России, встречались там в Анкоридже, на Аляске, учли и требования, а Украины требования не учитываются — так говорят европейцы. Мы слышали это расхожее мнение. Должен в этом плане сказать, что американцы встречались с Путиным в Анкоридже, на Аляске. А сколько раз они встречались с украинцами, и тот же Трамп с Зеленским, с европейцами, что думаете, они просто чай попили?
Или то, что вы видели за столом переговоров в начале протокольную съемку? Нет. Трамп и его команда субстантивно, как у вас говорят, и основательно, содержательно (содержательно! О недостатках я сказал свое мнение) они провели очень большую работу и с украинцами, и с европейцами, и с россиянами. И надо Трампу отдать в этом плане должное. Поэтому говорить о том, что с россиянами встречались, чего-то там россиян учли, мнение России и позицию, а Украины — нет, это неправда. Это неправильно», — сказал он.
По мнению Лукашенко, на данный момент Россия является более договороспособной стороной. Он также решил дать совет президенту Украины Владимиру Зеленскому соглашаться на сделанные ему предложения.
«Вопрос в другом. Вопрос в том, что Россия оказалась более договороспособной, нежели Украина. Это надо признать. Ну а потом уже вглубь лезть.
Если уж совсем так по-народному говорить, вот я часто критикую Володю Зеленского, я не стану его критиковать, я ему когда-то в начале войны советовал, как поступить, если бы он тогда сделал так, не было бы этих вопросов вообще, 28 или сколько там вопросов. Совершенно иная была ситуация.
А если бы Украина выполнила Минские договоренности, войны бы не было, и Украина была бы в границах, как они хотят, 91-го года.
Но если Володя Зеленский хочет посмотреть на реалии, я сейчас ему еще раз, оказавшийся тогда правым, хочу ему не совет дать, он лучше меня, может быть, знает ситуацию, хочу просто сказать то, что вижу я. Если ты хочешь, чтобы Украина сохранилась в тех границах, в которых она сегодня есть с учетом реалий на фронте, нужно договариваться. Не надо торпедировать переговорный процесс. Если где-то чего-то не можете договориться — а я из этого предложения не увидел, что там нельзя о чем-то договориться, по каким-то вопросам — но если вдруг там какая-то демилитаризованная зона, кусочки и так далее в Донбассе, ну, останутся, но потом. Ну, оставьте на потом, но прекратите войну, где гибнут не твои дети, гибнут чужие дети.
Вот в чем главная проблема того же Зеленского. Гибнут другие люди. Это надо иметь в виду. И самое главное — ты потеряешь страну. Ну, если правда, что говорят, там где-то раньше, что где-то еще что-то прикупили, конечно, ты найдешь место для жизни, твоей жизни, твоих детей, Лены, там, жены, и так далее, найдешь и даже для своих родителей. А что будут делать украинцы, миллионы человек? Поэтому подумай, исходя из реальной обстановки, как сохранить то, что у тебя есть, а у тебя есть свой выход к морю, и Одесса твоя, и Николаев. А этого может не быть в один миг, в одно мгновение.
Поэтому надо все взвесить и принять взвешенное решение. И Трамп тут прав, когда он поджимает одну и другую сторону. Но если, если грубо говорить, можно было с Россией договориться, поджав ее, то с Украиной нельзя. И тут негативную роль играет Европейский союз. Надо прекратить эту войну. В этой войне, боюсь, что не будет победителей. Это катастрофа. Знаете, почему не будет, если вдруг… Ну а если будет победитель, это не Европейский союз, если от них откажется Америка, Соединенные Штаты Америки. Вот так, экспромтом, я могу сказать об этом. Ну, мы подумаем еще над этим вопросом. Предстоит большая работа, тяжелая работа. Там много чего: и Запорожская станция, и золотовалютные резервы России. Там все учтено, не без интересов Соединенных Штатов Америки. Вот штрих Трампа там, как экономиста, присутствует», — заключил Лукашенко.
Вместе с тем Лукашенко испытывает оптимизм по поводу перспектив достижения мирных договоренностей.
«Как никогда верю. Опять вчера обсуждали этот вопрос. Тут нельзя, знаете, быть спокойным, упиваться этим процессом. Это война. И в любой момент, даже вот пока мы с вами разговариваем, может быть какая-то непредвиденная ситуация, которая может развернуть в целом обстановку вспять. Поэтому война есть война, очень критический момент жизни любого общества и страны. Поэтому нельзя расслабляться, надо постоянно и одной, и другой стороне быть в теме. Но вот эти предложения, которые признаны и приняты, в основном приняты, президентом Путиным и президентом… Трамп их предложил, команда его.
И я думаю, что и европейцы поймут, что на это надо идти, и украинцы. Ну чего артачиться европейцам. Предложение 600 тыс. (человек) армия, европейцы хотят 800 (тыс.). Господь с вами, 600 тыс. надо содержать армию. У поляков сегодня, она посильнее экономически страна, 200 тыс.
Ну они там хотят больше. 800 тыс, вы представляете, у России почти такая армия, огромной России. Ну, вот такие вот цепляются за что попало. Значит, дело не в содержании вот этого проекта мирного договора с точки зрения европейцев. Дело в том, что они не хотят этого мира, только не понимают, зачем им война. Они ее не выигрывают. Говорят, англичане там не очень порядочную роль играют и заняли позицию. Думаю, поумнеют», — сказал Лукашенко.