Александр Лукашенко готов на обсуждение новых интеграционных программ только после выполнения действующих в полном объеме. Об этом он заявил на сегодняшнем совещании по союзным программам.
«Мы продолжим углублять экономическую интеграцию с Россией, но о новом пакете интеграционных документов можно будет говорить только после выполнения предыдущего в полном объеме», — сказал он, передает его пресс-служба.
Ранее сообщалось, что Россия уже подготовила предложения по программам на 2024-2026 годы. Реализация действующих должна закончиться в этом году.
Лукашенко также пожаловался, что ряд важных для беларусской стороны программ отстают от графиков. Он при этом подчеркнул, что углубление интеграции не затрагивает суверенитет сторон, а также напомнил, что программы не являются единоличным решением его и Путина.
«Предупреждаю, речи о том, что Россия или Беларусь поступаются своим суверенитетом, не шло и на сегодняшний день не идет, и идти не может. Просто нет необходимости. Мы еще в том формате, в котором сотрудничаем с Россией, не выработались», — сказал он.
По его словам, он собрал чиновников в том числе и для того, чтобы они не думали, что решения принимаются за их спиной.
«Не просто мы там с Путиным собрались и «бабахнули» что-то. Нет. Должностные лица, ответственные собирались, обсуждали на Высшем госсовете. С участием присутствующих здесь лиц мы утвердили эти программы. Но искрило очень, когда мы эти программы принимали. Их было там десятки. Мы пошли вместе с россиянами, договорившись, на 28 межотраслевых программ», — сказал он.
Лукашенко также вспомнил, что в ходе переговоров в интеграционный пакет предлагалось включать и политические вопросы, например, о союзном парламенте, но в итоге такие предложения были отвергнуты. Он также напомнил, что утверждение 28 союзных программ было не только решением его и Путина.
«Тогда были предложения и парламент создать, и еще чего-то там создать, и так далее, и тому подобное. Все это было не принято, отвергнуто. И президент Путин тогда, реагируя на мои замечания, сказал своим переговорщикам, в закрытой части. А чего, говорит, мы мечемся, чего мы здесь напрягаемся. Если мы здесь не готовы эти вопросы решать здесь, две стороны, не надо пока. Возникнет необходимость — будем решать. Так было сказано. А мы всегда настаивали: телегу впереди лошади не надо ставить. Это было принципиально. Остались вот эти 28 программ. Они социально-экономического характера. И где отражены вопросы безопасности. А время нас вот сейчас подтолкнуло таким образом, что те программы по безопасности, которые мы больше года назад утверждали, они уже устарели. Мы уже в двусторонних отношениях в вопросах безопасности ой как далеко зашли. Даже боюсь вам говорить, насколько далеко. Придет время — встретимся с журналистами и конфиденциально я вам об этом сообщу. То есть жизнь нас подтолкнула, и мы пошли на более тесную интеграцию. Так надо действовать. Идти от жизни. В противном случае все сломаем», — добавил он.
Он также обратил внимание участников совещания на закон о ратификации договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам.
«Прежде чем подписывать соответствующий проект закона, я хотел бы еще раз вернуться к этим вопросам, которые мною обозначены (прежде всего таможенного и налогового законодательства), и услышать, все ли интересы и предложения в нем учтены. Прежде всего с нашей стороны», — сказал он.
В этом контексте Лукашенко еще раз коснулся темы суверенитета.
«Еще раз подчеркиваю: при этом речь не идет о содержании, об утрате какой-то части нашего суверенитета. Как устанавливались налоги и принимались законы ранее в Беларуси, так они и будут приниматься», — сказал он.
«Мы независимы в принятии решений в этой значимой сфере, предполагается лишь более тесная координация деятельности с российскими коллегами. И вот для координации создается этот небольшой орган», — продолжил он, имея в виду наднациональный налоговый комитет.