Отвечая на вопросы делегатов Всебеларусского народного собрания, Александр Лукашенко признался, что искал выходы на Дональда Трампа через семью Кушнеров. Курировать контакты должен премьер-министр Беларуси Александр Турчин. Задать вопрос про Кушнеров было поручено псевдооппозиционерке Анне Канопацкой.
Речь идет о Джареде Кушнере — муже дочери Трампа Иванки Трамп, и его отце — американском девелопере и бывшем адвокате, лишенном лицензии, Чарльзе Кушнере, который сейчас занимает пост посла США во Франции и Монако. Дед Джареда Иосиф (Беркович до женитьбы) и бабушка Раиса (Рая) Кушнер пережили Холокост в городе Новогрудок, поженились в Будапеште в 1945 году и в 1949 году эмигрировали в США.
Интрига с вопросом про Кушнеров закрутилась за несколько дней до ВНС и после приезда американской делегации во главе с Джоном Коулом на переговоры в Минск. 16 декабря Анна Канопацкая, которую режим Лукашенко использует для создания видимости оппозиции в Беларуси, похвасталась тем, что ее неожиданно пригласили на ВНС. Очевидно, шанс побывать на мероприятии у псевдооппозиционерки появился потому, что ей приготовили роль человека, который задает «острые» вопросы. Это не первый раз, когда Канопацкую используют в такой роли.
Канопацкая начала с вопроса про здоровье и планы по участию в выборах в 30-м году, а затем очень путанно через вопрос о «репатриации персон, имеющих беларусские корни» все же смогла выйти на фамилию «Кушнер». Лукашенко получил подачу и тут же, как бы импровизируя, пустился в рассуждения.
«Но уж если, если откровенно, я приглашал. Я приглашал через Александра Генриховича (Турчин, родилcя в Новогрудке — прим. reform.news), это с его родины. Он у нас оттуда, где Кушнер родился. Мы приглашали посла Франции, американца во Франции. Это отец Кушнера Чарльз. Мы его приглашали. Поддерживаем с ним отношения. Он откликается, разговариваем. То же самое и с Кушнером. Ну, как-то они… или не дошел до них сигнал. Но при встрече с Трампом я обязательно от твоего имени (Канопацкой — прим. reform.news) ему это напомню. Но последний раз, коль уже откровенно, я Джону Коулу сказал: «Я говорю, Джон, ты передай Трампу, почему вы не используете самое сильное оружие, которое у него есть».
Он повернулся на меня, смотрит: «Это какое?». Я говорю: «Мелания Трамп, она же наш человек. Она славянка. В Словении». Она многое могла бы и в украинском конфликте, и в Беларуси. Надо ее использовать в этом плане. Он так посмотрел на меня, умница такой, хмыкнул. А я сам себе подумал: «Господи, как я приглашаю ее, если все-таки женщина, симпатичная женщина». Из ревности Трамп может вообще разорвать с нами всякие переговоры и отношения. Но я им предложил, и при том серьезно предложил, чтобы Мелания больше ввязывалась в решение политических вопросов. Думаю, для Трампа это было бы неплохо.
Да, я про Кушнера к чему говорю. Не только, говорю, Кушнера привлекать к решению — в Газе он там ввязывался в решение вопросов, в украинском конфликте. Ну и немало же сделал, откровенно говоря. Я говорю, не только Кушнера, но и Меланию надо привлекать. Я думаю, что я этим не перечеркнул свое первоначальное приглашение Кушнеру приехать в Беларусь и побывать на родине предков. А потом Александру Генриховичу говорю: «Ну слушай, ну ты ж оттуда. Может, ты знал этого Кушнера?» Нет. Но, тем не менее давай попро… Я не имел в виду, что он знаком с ним был, но, тем не менее, он больше об этом знает, чем я. Он там работал, он знает больше. Ну, я подключил премьер-министра к этому», — рассказал Лукашенко.
Далее он попытался вывести мысль о том, что хоть семья Кушнеров — евреи, но это уже американцы, поэтому, по версии беларусского правителя, более прагматичны и их интересуют деньги.
«Но помнить мы должны то, что никакие Кушнеры наши вопросы не решат. Это уже американцы. Это прагматичный народ. Если нет интереса экономического и денежного, ну никак нельзя с ними разговаривать. Поэтому нам надо ориентироваться на свое. Ну а если же Джаред Кушнер чем-то поможет. Спасибо им», — с некоторой досадой проговорил Лукашенко.
Завершил Лукашенко ответ на вопрос то ли шуткой, то ли серьезно. Он предложил Анне Канопацкой вместе с Турчиным участвовать в налаживании отношений с семьей Кушнеров.
Стоит отметить, что на том же выступлении Лукашенко признался, что предложил американцам купить Нежинский ГОК.