Литва рассмотрит возможность заморозки или конфискации беларусских активов. Данный вопрос будет рассмотрен на заседании Государственного совета обороны, которое состоится в середине месяца. Об этом заявил в интервью LRT президент страны Гитанас Науседа.
«Сейчас мы обсуждаем другие вопросы, которые будут затронуты на следующем Государственном совете обороны. Прежде всего о том, что такое беларусские активы и какие возможны варианты в этой области, то есть просто заморозка или конфискация беларусских активов, находящихся в Литовской Республике.
Однако мы должны очень четко выбрать стратегию: следуем ли мы призыву Беларуси возобновить политические контакты и, так сказать, послушно следуем призыву, или ищем решения, которые также отразятся на благополучии самой Беларуси?» — сказал он.
Науседа считает, что не выпуская грузовики литовских перевозчиков и настаивая на переговорах, Минск добивается изменения позиции Литвы.
«Беларуси не нужны наши бизнесмены, как и не нужны ей другие наши посредники. Ей нужно признать результаты выборов 2020 года и конкретно снять санкции.
Любая наша попытка обратиться к режиму, как они его называют, на политическом уровне закончится очень простым и прямым вопросом: «Вы поможете нам снять санкции с калийных удобрений?».
И в этом случае нам нужно будет очень быстро решить, что делает Литва и не переворачивает ли она всё с ног на голову, что мы делали в последние годы, говорили о ценностях, говорили о том, что беларусский режим тесно сотрудничает с российским в войне в Украине. Так что, придётся ли нам в одночасье забыть все эти принципы, изменить их?» — сказал Науседа в ответ на вопрос, не мог ли бы человек из бизнеса выступить переговорщиком с официальным Минском.
Президенту Литвы также был задан вопрос, были ли намеки от США о возможном снятии санкций с «Беларуськалия».
«Во-первых, нет, мы таких прямых призывов точно не слышали. Мы стараемся дать нашим партнёрам в США чётко понять, что происходит та же гибридная атака на Литву, которая уже была осуществлена несколько лет назад с помощью мигрантов, и что Литва не может не отреагировать на неё, поэтому американская сторона понимает нашу проблему.
Да, они хотели бы внести свой вклад в решение этой проблемы, но остаётся вопрос, какой ценой. Постоянные призывы беларусской стороны начать консультации на политическом уровне означают только одно – не посредничество какого-то конкретного человека, а чёткую посадку за стол переговоров. Вот их видение – говорить о санкциях. И это будут санкции, которые применяет не Литва, а весь Евросоюз, и применяет их по очень и очень серьёзным причинам.
Изменилось ли что-то в этом случае? Стала ли Беларусь менее значимым союзником России в войне против Украины? Ничего подобного. Более того, идёт эскалация, на территории самой Беларуси размещается тактическое ядерное оружие, возможно, будет развёрнут «Орешник», а фактически территория Беларуси представляет собой совершенно свободную транзитную площадку для российских военных», — сказал в ответ Науседа.
Надо отметить, что недавно другой литовский политик, бывший премьер-министр Саулюс Сквернялис высказывал предложение использовать беларусские активы в Литве для компенсации перевозчикам стоимости транспортных средств в случае их конфискации в Беларуси.