Беларусский КГБ заявил о раскрытии и задержании участников трех «боевых ячеек», которые якобы работали на Службу безопасности Украины. Информации пока крайне мало. Но уже появляются вопросы, от ответов на которые во многом зависит достоверность предложенной отечественной спецслужбой версии событий.
Что случилось на ЖД?
По версии КГБ, задержанные готовили теракты на территории Беларуси, на железной дороге в Столбцовском и Толочинском районах. При задержании у них якобы нашли взрывчатку и детонаторы. Все задержанные находятся в СИЗО КГБ и «дают признательные показания». Как минимум один из них – гражданин Украины.
Подробностей на данный момент немного. Сообщается, что один из фигурантов, который готовил подрыв железной дороги в Столбцовском районе, «инициативно вышел на связь с СБУ». Для подготовки теракта он привлек своего бывшего коллегу, но обоих задержал КГБ.
В Толочинском районе попыткой подрыва железной дороги руководил гражданин Украины. Он, как утверждает КГБ, привлек к этому двух беларусов, обладавших навыками в минно-взрывном деле.
«Кроме того, задержанный гражданин Украины, который незаконно пересек беларусскую границу, оставил на территории нашей страны целый арсенал с автоматами Калашникова, дронами и взрывчаткой», – заявили в КГБ.
Никаких данных о деятельности и целях третьей задержанной группы Комитет не предоставил.
Множество вопросов
При ознакомлении даже со столь куцей информацией возникает немало вопросов, которые дают повод задуматься о правдоподобности версии беларусских спецслужб.
Могла ли теоретически СБУ или какая-либо другая украинская спецслужба подготовить и отправить в Беларусь группу или группы для проведения диверсий, в том числе и на железной дороге? Полностью отрицать такую возможность нельзя — идет война, и с территории нашей страны в Украину вторгались российские войска, велись систематические ракетные обстрелы украинских городов. Нет ничего странного в том, что в Киеве нынешнюю Беларусь считают государством-сограрессором, а потому вполне могли предпринять меры, чтобы осложнить повторение подобных сценариев в будущем.
Вот тут и кроется первый, и, пожалуй, самый важный вопрос. И он касается времени, в которое задержанные беларусским КГБ якобы планировали теракты на беларусской железной дороге. Очень странным выглядит то, что команду перейти к активным действиям эти «боевые ячейки» получили именно сейчас. Когда, по утверждению высокопоставленных украинских военных, в нашей стране практически не осталось российских войск и техники.
Всего несколько дней назад представитель Государственной пограничной службы Украины Андрей Демченко заявлял, что россияне в рамках ротации вывели почти все свои подразделения с территории Беларуси. В конце августа «Беларусский Гаюн» сообщал, что оценивает численность находящихся в нашей стране военнослужащих ВС РФ примерно в 2000 человек. И еще порядка 300 прибудут из России на учения ОДКБ «Боевое братство-2023», которые проходили в Беларуси в начале сентября.
То есть оставшихся российских военных, даже с учетом находящихся здесь наемников из ЧВК «Вагнер», явно недостаточно для того, чтобы всерьез угрожать Украине с севера, с территории нашей страны. Активного движения российских эшелонов с живой силой и техникой в последнее время в Беларуси тоже не фиксировалось.
А раз так — то зачем и против кого украинцам использовать свои диверсионные группы? Зачем рисковать ими, если в данный момент в Беларуси попросту нет важных для безопасности Украины целей?
Например, в истории с атакой аэродрома в Мачулищах, как к ней не относиться, такая цель была – российский самолет с системой дальнего радиолокационного обнаружения А-50, наводивший ракеты на объекты в Украине. Киев действительно мог быть заинтересован в его выводе из строя.
Отсюда второй и третий вопросы: против каких целей должны были быть направлены спланированные теракты и кому было бы выгодно их осуществление? Ведь для того, чтобы задействовать свои якобы созданные группы на территории нашей страны, украинцам нужен был действительно серьезный повод.
Против беларусской железной дороги или перевозимых ею грузов? Но какая Киеву от этого польза? Не разумнее ли было придержать своих «спящих» диверсантов на случай, если, например, Россия решит повторить удар с территории нашей страны и тогда они на самом деле могут понадобиться? Вопросов множество, и все они пока повисают в воздухе.
Украина после начала войны прикладывала немало усилий для того, чтобы лишний раз не провоцировать режим Лукашенко и не давать ему поводов для вступления в войну. В свете этого планирование каких-то акций против нашей страны или на ее территории в целом выглядит не очень разумным поступком. Особенно в ситуации, когда это не приносит Киеву абсолютно никаких дивидендов.
В любом случае, никакой информации, способной дать ответы на эти вопросы, беларусский КГБ не предоставил. Возможно, пока. Но без этого достоверность озвученной силовиками версии с терактами на железной дороге не выглядит убедительной.
Возможные версии
В то же время что-то на железной дороге, похоже, действительно происходило. Сообщество железнодорожников Беларуси сообщало о перекрытии ночью 4 сентября железной дороги под Толочином и звуках стрельбы. И о том, что с 1:00 по 3:00 4 сентября на участке железной дороги от станции Славное до станции Коханово полностью перекрывали движение поездов. Но и эти факты сами по себе ничего не доказывают. И могут трактоваться и как настоящая спецоперация, и как постановка.
Так что в условиях дефицита фактов и дополнительной информации версий произошедшего может быть выдвинуто великое множество – начиная от реальных попыток СБУ ликвидировать какой-то важный груз, например, движущийся транзитом в Россию или из нее, заканчивая банальной провокацией беларусских спецслужб. Председатель КГБ Иван Тертель уже сообщал и о задержанных резидентах, и о наших гражданах, «вступивших на путь предательства». Были рассказы о планах украинцев захватить беларусские райцентры. Понятно, что когда председатель КГБ ждет попыток дестабилизации ситуации в Беларуси такие попытки просто обязаны предприниматься. Иначе все сказанное рано или поздно может быть поставлено под сомнение. В том числе и тем, кто назначил председателя на должность. Историю, в которой Комитет сам устраивает провокации и сам же их раскрывает, тоже нельзя сбрасывать со счетов. Пока страна живет в режиме «осажденной крепости» периодически надо раскрывать что-либо зловещее, чтобы держать население в напряжении.
В диапазон между этими двумя версиями при желании можно запихнуть все, что угодно: от активности местных «рельсовых партизан», которых оказалось выгодно попытаться связать с СБУ, до происков россиян, которые могут такими методами склонять официальный Минск к более активному участию в войне. Особенно сегодня, когда положение российских войск на украинском фронте выглядит не очень.
Но пока у нас нет объективных фактов, позволяющих сконцентрироваться на какой-то одной версии. Возможно, в ближайшем будущем появится дополнительная информация, проливающая свет на детали этих событий. Но если этого не произойдет, а ответы на прозвучавшие выше вопросы не окажутся убедительными, то в качестве основной останется как раз таки версия с провокацией. Потому как кому еще, кроме КГБ, могут быть выгодны бродящие вдоль беларусских железных дорог украинские диверсанты?
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: