Один из журналистов редакции Reform.news владеет японским языком, и его смутил перевод переписки японского «шпиона» Наканиси Масатоси со своим родственником Масанари Сато. Перевод скриншотов переписки был настолько «вольным», что смысл разговора менялся до неузнаваемости. Мы решили проверить и другие факты, озвученные в фильме БТ. Вы не поверите, почти всё там — вранье.
Но давайте по порядку. 5 сентября на телеканале «Беларусь 1» вышел анонсированный документальный фильм под названием «Провал самурая из Токио» о гражданине Японии Наканиси Масатоси, которого КГБ Беларуси подозревает в агентурой деятельности. В фильме используются архивные видео, съемки скрытой камерой, кадры допроса японца в КГБ, демонстрируются фотографии семьи, чеки, которые собирал японец, а также банковские карты. Задержали гражданина Японии при попытке вылететь из Беларуси 9 июля. При этом задерживают японца максимально жестко — с полной фиксацией тела. На кадрах видно, как его несут на весу трое тихарей в штатском. Двое держат его вывернутые назад руки в наручниках и придерживают за пах, а третий душит шею. Ноги произвольно болтаются, на голове мешок.
Японец Наканиси Масатоси пытался вывезти из Беларуси ноутбук, содержимое которого, по версии КГБ, хотел лично передать японской службе «Кокка Коан Иинкай». Там, как утверждает пропаганда, находились 9000 фотографий, которые японец сделал в Беларуси. Но перед походом в спецслужбу японец якобы хотел встретиться с бывшим мужем младшей сестры Масанари Сато. Сато в фильме БТ называют куратором Наканиси Масатоси, потому что, по словам арестованного, у того есть «связи в спецслужбах».
Если убрать намеки, эмоциональные пассажи и фантазии пропагандистов, то в фильме про арестованного японца рассказывают следующее: имеет высшее юридическое образование, пытался заниматься предпринимательской деятельностью, но жил не на доходы от бизнеса. В Беларуси японец зарегистрировал ООО «БелНихонинтернешнл».
«За 6 лет никакой прибыли, ни одной сделки, скорее убытки и штрафы», — говорит закадровый голос в фильме.
В Беларусь Наканиси Масатоси приехал в 2018 году. До этого, в 2016 году, был крещен в православие в украинском Купянске.
«И вообще бывал не только в Украине во время Майдана 14-го года, но и в ДНР, в ЛНР. Обзавелся там знакомыми и поддерживал связи», — намекает пропагандист в закадровом комментарии.
Путешествовать по Восточной Европе он начал в 2008 году, утверждают в фильме.
Наканиси Масатоси заключил брак с гражданкой Беларуси, но через несколько лет развелся. В фильме брак называют фиктивным. Обосновался в Гомеле в 2018 году. Устроился преподавателем японского языка в ГГУ им. Скорины.
Пропаганда утверждает, что в деньгах японец не нуждался и тратил их без ограничений — ежемесячно с японского счета он снимал 1500-2000 беларусских рублей (473-630 долларов).
Японец, как утверждают на БТ, вел подробный бумажный дневник, а также собирал чеки и билеты. Много ездил по области и делал фотографии, но никуда их не передавал, а накапливал.
«Я думал передать фото в «Кокка Куан Иинкай», — говорит на камеру арестованный японец.
Он интересовался уровнем радиации в Полесском радиологическом заповеднике, пытался вступать в контакт с беларусскими бизнес-структурами, например, «Конте», «Молочный мир», «Красный пищевик», «Спартак», а также с администрациями Гомельской и Могилевской СЭЗ. Пропагандисты утверждают, что его интересовали бизнес-проекты с Китаем.
Японец также изучал общественно-политическую обстановку в Беларуси и рассказывал о ситуации в стране своему родственнику. В 2020 году ходил на митинги в Гомеле, общался с протестующими. После начала полномасштабного вторжения России в Украину война и ее последствия стали одной из главных тем в обсуждении с родственником.
В какой-то момент в фильме пропаганда перестает стесняться и без всяких доказательств называет родственника японца Масанари Сата сотрудником спецслужб. Ему арестованный японец посылал фото и видео аэропорта «Гомель».
Еще одна компрометирующая деталь, по мнению пропаганды, — общение Наканиси Масатоси, в том числе неформальное, с сотрудниками посольства Японии. Как не требующий доказательств компромат пропагандист приводит часть разговора японца с родственником, в котором тот рассказывает, что собирается встретиться с сотрудником посольства в баре и не знает, можно ли заплатить за него или нужно поделить счет.
Чтобы зритель не пробовал самостоятельно осмыслить изложенные факты, бывший глава военной контрразведки КГБ генерал-майор в отставке Алексей Захаров, выступающий в фильме главным экспертом, объяснил, что все это значит. Оказывается, женитьба и попытка заниматься бизнесом — это прикрытие, две японские банковские карты — каналы финансирования. Общение с родственником и контакты с посольством — это два канала передачи информации (основной и резервный).
В конце фильма начальник Следственного управления КГБ Константин Бычек говорит, что японцу предъявлено обвинение по статье «агентурная деятельность».
Давайте разберем аргументы пропаганды и КГБ. Что-то здесь не сходится.
Критическое восприятие с первых секунд фильма наталкивается на несуразность: зачем фотографии перевозить через границу в ноутбуке. Пропаганда пытается этот неловкий момент объяснить, дескать, японец боялся пересылать фото через интернет. А лично провозить через границу на физическом носителе, значит, не боялся?
Вторая деталь. Авторам фильма хорошо бы определиться, либо Наканиси Масатоси работал на японские спецслужбы как минимум с 2008 года, либо он только планировал пойти со своим ноутбуком к ним. Судя по фильму, японец накапливал фото узкоколеек и мостов Гомельской области 6 лет и планировал эти фото продать. Кажется, мы правильно поняли? И все эти 6 лет не выезжал из Беларуси? Да?
Пропагандист Евгений Горин в фильме так увлекся, что пренебрег деталями. Ведь целый генерал-майор КГБ объяснил, зачем нужна компания в Беларуси. Для прикрытия! Проблема в том, что ООО «БелНихонинтернешнл» просуществовало менее двух лет.
Наканиси Масатоси зарегистрировал компанию 11 декабря 2019 года, а ликвидировал уже 29 октября 2021 года. Из ЕГР ее исключили 6 апреля 2022 года.
Странное прикрытие — накануне большой войны, когда «шпиону» так нужно иметь возможность ездить в те самые шпионские командировки, он своими руками гробит один из ключевых шпионских инструментов.
Стоит ли еще раз подчеркивать, что пропаганда соврала про 6 лет работы компании.
На самом деле Наканиси Масатоси сначала изучал русский язык на обучающих курсах «ГГУ-Профи». Об этом он сам рассказал в интервью для сайта Гомельского госуниверсита в 2021 году. Любопытно, текст интервью с сайта ГГУ удалили 4 сентября, а 5-го еще и английскую версию. Текст сохранился в вебархиве.
Он говорил, что преподавать на курсах «ГГУ-Профи» начал в 2019 году.
Другими словами, он идет на курсы по изучению русского языка и там находит работу. В том же интервью он рассказал, что в Японии он окончил юридический факультет и работал около 20 лет экономистом-юристом в частной организации в Токио. Интересно, какие еще варианты могли быть у человека, который по сути ничего не умеет и не говорит ни по-беларусски, ни по-русски в Гомеле? Читать по-японски лекции по японской правовой системе?
Про фиктивный брак тоже что-то не сходится. В 2021 году он рассказывает, что живет с женой уже три года. Ее тепло приняли его родители. Судя по фото, вся его семья приезжала в Беларусь знакомиться с новыми родственниками.
В фильме показали две банковские карты на имя Наканиси Масатоси. Одна из них Saison Int. Mastercard действует до сентября 2024 года. Вторая — SMBC IC CASH CARD превратилась в тыкву еще в сентябре 2023 года. Возможно, именно поэтому японец хотел съездить на родину?
Не может не вызывать улыбку и «роскошь», в которой купался суперпрофи японской разведки. Целых 500 баксов в месяц он снимал с японской карты. Даже для не самого дорогого в Беларуси Гомеля 500 долларов в месяц — это уже где-то совсем рядом с чертой бедности.
В Японии в 2023 году средняя зарплата составляла 2,3 тысячи долларов. Стоит ли говорить, если твои родственники не убирают улицы и не стоят за прилавком в ресторане быстрого питания, то зарплата может быть несколько выше.
Почему бы не предположить, что у него могли быть накопления или ему помогали члены семьи. На нищенскую зарплату преподавателя курсов в Беларуси прожить нельзя. Да тот же муж младшей сестры, который оказался директором предприятия по производству очистного оборудования, вполне мог использовать родственника для прощупывания нового рынка. Может поэтому Наканиси Масатоси так щепетильно собирал чеки, чтобы отчитаться за свои расходы?
Многие фото «секретных объектов» Наканиси Масатоси все же выкладывал в сеть. Для этого он завел канал «ВКонтакте» под названием «Гомель Глазами-Японца».
Бокал пива «Лiдскае» на фоне центральной улицы Гомеля, закат на фоне стратегического моста, развилка по улице Могилевская в Гомеле, пробившийся через плитку цветок с видом на ТЦ «Бульвар», лежащий на асфальте кот. Все эти шедевры можно найти в его блоге.
Не хотелось бы сваливаться в стереотипы, но, кажется, японец или японка, фиксирующие на фото каждый свой шаг, давно превратились в мем. Это очень характерное поведение для дальневосточной нации.
Одному богу известно, что мог наснимать японец в Гомеле за 6 лет жизни. При всем уважении к наследию беларусского областного центра, туристических достопримечательностей там хватит на небольшую флешку. Дальше придется так или иначе снимать советский и постсоветский трэш.
В Беларуси не так много японских граждан. Особенно тех, кто хотел бы жить в Беларуси и активно участвовать в ее жизни. Не удивительно, что гомельский японец имел тесные отношения с посольством.
Судя по сайту ГГУ, руководство вуза решило, что Наканиси Масатоси будет ценным активом. Через него в ноябре 2021 года в университете была организована выставка «Традиции и культура Японии». Все расходы оплатило посольство. Японские дипломаты также выдавали гранты на организацию изучения японского языка и культуры, проводили другие мероприятия. Японский посол встречался с проректором ГГУ.
Сейчас почти все упоминания отношений вуза с посольством Японии при участии Наканиси Масатоси с сайта университета удалены. А что случилось?
Если натягивать сову на глобус, то выходит, что это руководство ГГУ организовало и прикрывало альтернативный канал передачи информации для шпиона в посольство.
Самым любопытным в истории пропагандистов и КГБ выглядит переписка между обвиняемым японцем и его родственником Масанари Сато.
Что это за человек? В сети можно найти упоминание директора компании Authen Alliance Масанари Сато. Судя по фото, это и есть тот самый бывший муж младшей сестры. Он продает оборудование для очистки воды, обезжиривания и очистки изделий из металла.
«Наша технология очистки используется в различных областях, таких как медицинские учреждения, сверхточная промышленность и промышленность по очистке воды», — говорится в презентации компании.
Очевидно, человек деловой и целеустремленный, находится в поиске новых рынков сбыта. Его интересовала возможность продвижения технологий на беларусский рынок.
И здесь начинается самое интересное. Как говорится, трудности перевода дали КГБ широкое поле для интерпретации общения двух японцев.
В первые секунды фильма нам показывают фрагмент переписки от 8 сентября 2021 года:
Перевод в фильме не даётся, мы решили перевести сами, о чём идет речь. Зелёным обозначается отправитель.
Отправитель:
— Я чувствую себя беспомощным. Приношу за это извинения.
Ответ:
— Добрый вечер.
— Если это сотрудник посольства, то, думаю, не проблема разделить с ним счёт.
— Я думаю, что необходимо уметь определять по ситуации, либо Вы сами будете платить, или пусть платит другая сторона.
— Вероятно, компании, производящие подшипники, в отличие от японских компаний, не занимаются разработками. Наверное, если заговорить о производственном оборудовании, то тут без взятки не обойтись.
Следующий фрагмент переписки за 27 мая 2019 года. Обратите внимание, когда появляется контекст, доказательства КГБ рассыпаются:
Отправитель:
— После небольшого ресёрча, похоже, что компания под названием ZOTYE производит автомобили по системе «нокдаун», используя подшипники.
— К сожалению, вопрос времени, когда Китай всё поглотит.
Ответ:
— Вчера вечером я встречался и выпивал с деловыми партнёрами.
— Проходит выставка.
— Китай потрясающий. Несмотря на то, что они конкуренты, я ими восхищаюсь. Их способность к подражанию достойна восхищения.
Еще три фрагмента с неизвестной датой. Японский текст один и тот же, но БТ разместило целых три экрана для его перевода. Посмотрите перевод, который предлагает КГБ, и то, что обсуждали родственники. На самом деле они критикуют японские власти и повторяют тезис российской пропаганды про «не все так однозначно».
Mike Sato:
— Что касается Либерально-демократической партии (правящая партия Японии — прим. reform.news), это совершенно недопустимо.
Ответ:
— В любом случае, безопасность прежде всего, не так ли? Я волнуюсь, ведь Украина близко.
Mike Sato:
— Спасибо большое. Военные здесь приведены в боевую готовность.
— Недавно перевозили тяжелое оборудование на специализированном транспорте.
— Если б я сделал фото, то меня сразу бы арестовали.
Ответ:
— Да, делать фото слишком опасно.
Mike Sato:
— Совершенно верно. К сожалению, в наших (японских) новостях все сводится к тому, что виновата Россия.
— К сожалению, японцы не смотрят на ситуацию своими глазами.
Следующий фрагмент переписки за май 2020 года — и снова «трудности перевода»:
Зелёный текст:
— В настоящее время у японских компаний мало преимуществ, но я надеюсь, что они есть. Хотя непонятно, когда пандемия COVID закончится, сила Китая тут огромна. В последнее время сотрудничество с Беларусью, Венгрией, Польшей и Сербией развивается. Это означает, что Китай создаёт через регион коридор. Продвижение (Китая) невозможно остановить. Я хотел бы сказать, что мы вас ждём, но реальность такова, что поставлять товары (развернуть деятельность) в Беларуси довольно сложно.
Смотрим далее. Честно говоря, все это выглядит просто как набор картинок без всякого смысла. Похоже, это продолжение самого первого разговора.
— Завтра я собираюсь выпить с сотрудниками посольства, стоит ли мне разделить счёт?
— Может, вы дадите несколько советов?— Если честно, я их (сотрудников посольства) пригласил. Хотя они мне сказали, что можно встретиться даже в нерабочее время.
— По поводу вопроса, по которому с вами советовался несколько дней назад, я связывался с Минским подшипниковым заводом, даже поговорив с секретарём директора, ничего не вышло.
— Я не понимаю, это из-за того, что у них нет мотивации, или потому что они сдаются с самого начала.
— И так каждый раз. Я советуюсь с господином Масая, но не получаю никакого результата…
Если попробовать суммировать всю доступную переписку, то это скорее разговор зависимого человека со своим более успешным родственником, который дает советы про работе с потенциальным клиентами. Т.е. вина японца, по мнению КГБ, в том, что он пытался наладить бизнес-связи с беларусскими предприятиями и заработать. Такой вот у нас инвестиционный климат.
Так возбудивший кгбэшников и пропагандистов разговор о том, как именно следует делить счет с сотрудниками посольства, больше говорит о самих беларусских пропагандистах. Ребята, это вы привыкли, что за вас всё оплачивают.
В цивилизованных странах угощение сотрудника посольства может быть расценено как взятка. Поэтому японец так беспокоится. Это также говорит о том, что сотрудники посольства для него — возможность, но уж точно не канал для передачи секретной информации.
Давайте мы предложим свою версию, на что похожа история Наканиси Масатоси.
История японца похожа на историю человека, который не смог многого достичь в жизни и решил просто сбежать подальше от Японии. С 2008 года он болтался по не самой дорогой Восточной Европе и тратил деньги родственников.
Чтобы хоть как-то оправдать свое содержание, он вешал лапшу на уши мужу сестры, получал деньги на представительские расходы и пытался (без особого усердия) найти потенциальных клиентов.
С другой стороны, просто по-человечески родственнику было гораздо проще платить неудачнику небольшие деньги на содержание за какую-то формальную услугу. Поэтому Наканиси Масатоси так щепетильно собирал все чеки и билеты — для отчета.
Когда срок действия банковских карт закончился, ему пришлось возвращаться домой.
На радар КГБ, очевидно, он попал, когда стал ходить на акции протеста в 2020 году. Беларусские силовики высасывали из пальца теории заговора и с меньшей фактурой.
Остается последний аргумент в пользу версии КГБ об агентурной деятельности — признание самого японца.
Во-первых, нам просто показали кадры с признанием. Непонятно, в чем именно японец признается. Может, он перешел улицу не в том месте или обманул жену.
Во-вторых, в беларусских тюрьмах пытают. Пытают по-настоящему. Посмотрите на кадры задержания японца и попробуйте представить себя на его месте. Печально известный ГУБОПиК уже 4 года каждый день публикует «покаянные» видео с беларусами, которые сознаются в работе на все разведки мира. Цена этому признанию — ноль.
Ну и в-третьих, несмотря на то, что Наканиси Масатоси закончил курсы русского языка аж в «ГГУ-Профи», владеет он языком слабо. Возможно, он не до конца понял, что с ним случилось. Мы не исключаем и такой версии.
Мы не утверждаем, что японец не имеет отношения к спецслужбам, но те доказательства, которые нам показали пропагандисты — смехотворны. Беларусские пропагандисты врут каждый день, и это их работа. А вот зачем КГБ задержал очередного иностранца — открытый вопрос. Наверняка в ближайшее время мы узнаем, зачем это было сделано.