Какие оздоровительные процедуры президент пропишет колхозам

Проект нового указа президента, рассмотренный на совещании в пятницу, даст право председателям райисполкомов вводить специальный режим финансового оздоровления для предприятий АПК без судебных процедур. Они смогут предпринимать меры по урегулированию долгов через их конвертацию в акции. Инвесторам позволят передавать непрофильные активы в коммунальную собтсвенность. При этом председатели райисполкомов должны будут разрабатывать бизнес-планы для проблемных колхозов и нести ответственность за их реализацию.

На совещании у президента присутствовали представители правительства, руководство облисполкомов. По его итогам Александр Лукашенко в целом одобрил проект, но потребовал некоторых доработок.

Последний раз сельскохозяйственные предприятия удалось более-менее финансово оздоровить в 2011 году. Те из них, кто имел доступ к экспорту, за счет валютной выручки смогли более-менее рассчитаться с обесценившимися почти втрое рублевыми долгами. Повезло, конечно, не всем.

В 2012 году началась модернизация и реконструкция 1200 ферм, строительство новых молочно-товарных комплексов. За два года АПК снова набрал кредитов и наделал долгов. Так что в 2014 году президенту пришлось подписывать четыре указа, которые должны были улучшить финансовое положение сельскохозяйственных предприятий.

Еще через два года номер пришлось повторить. В 2016-м было создано ОАО «Агентство по управлению активами», которое взяло на себя проблемные инвестиционные кредиты АПК (сейчас их уже 770 млн. рублей). Тогда же появился и указ №253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций», в котором фактически признавалось, что часть предприятий находится уже в таком положении, что их целесообразно обанкротить, либо отдать в аренду, доверительное управление и даже можно поделиться пакетом акций 25%+1 с директором, которому удастся выходить такого аграрного «росинанта», чтобы за него не было стыдно.  Если копнуть глубже, то и в прошлом десятилетии можно найти пару-тройку указов, призванных решить все финансовые проблемы аграриев.

Как заметил на совещании президент, «мы уже столько принимаем решений по оздоровлению, что, казалось бы, все они должны быть прибыльными».

О том, что с указом №253 что-то пошло не так, стало известно еще осенью прошлого года. В ноябре Александр Лукашенко собрал чиновников и поинтересовался, как идет финансовое оздоровление. Выяснилось, что кое-какие хозяйства все-таки начали выплывать, кое-какие перестали существовать, однако нормы указа в полной мере не работают. Поэтому было решено разработать новый документ, чтобы на этот раз все уже было просто идеально. Вице-премьер Михаил Русый обещал это сделать до конца 2017-го, но в итоге работа затянулась. Это тоже отметил президент на пятничном совещании.

Так или иначе, проект указа готов. Его и обсуждали на совещании. Он в первую очередь затронет предприятия, попавшие под финансовое оздоровление по указу №253. Всего по этому указу были предприняты меры в отношении 425 предприятий. 323 из них попали под процедуру досудебного оздоровления. Как выяснилось на совещании, сейчас его продолжают проходить 283 «колхоза». 40 организаций перестали существовать после присоединения к другим предприятиям, иначе говоря их проблемы растворились в проблемах других предприятий.

Что же предлагается в документе, и зачем это нужно?

Полного текста проекта не публиковали, поэтому приходится полагаться на комментарии Михаила Русого для государственного агентства БелТА. Вице-премьер заявил, что указ дает в руки предприятий, райисполкомов и инвесторов хороший инструментарий, чтобы «вовлекать в оборот неэффективные хозяйства». С его помощью можно будет договориться с кредиторами, реструктурировать долги, продлить мировые соглашения и т.д.

«Это никакое не списание», — особо подчеркнул Михаил Русый.

Судя по высказываниям президента, вице-премьера и по тому, что известно о тексте проекта указа, решение проблемы неплатежеспособных сельхозпредприятий перекладывают на плечи председателей райисполкомов. Прием, уже обкатанный на декрете «О содействии занятости». В итоге разбираться с тунеядцами будут комиссии местных органов власти, а центральные органы как бы и ни при чем.

Проектом указа предусмотрено, что сельхозпредприятия смогут входить в специальный режим финансового оздоровления без применения судебных процедур. Право вводить такой режим получат председатели райисполкомов.

В случае с предприятиями АПК такой подход имеет рациональное зерно. Прогрессивные меры, вроде передачи сельхозпредприятий в аренду за одну базовую или доверительно управление, прописанные два года назад в указе №253, механизмы вывода активов были сопряжены с согласованием на разных уровнях. Чиновники часто стремятся минимизировать риски, поэтому не удивительно, что меры буксовали: кто же захочет разводить бумажную волокиту, от которой у него никаких выгод, только потенциальные проблемы. Теперь, судя по всему, председатели райисполкомов смогут меньше обращаться за согласованиями наверх.

Что же они смогут сделать?

Например, в сообщении БелТА говорится, что кредиторы смогут выбирать форму реструктуризации финансовой задолженности. Можно будет выпустить акции сельхозпредприятий на сумму долга, а затем передать их кредитору. Данные ценные бумаги кредиторы смогут передать в доверительное управление в райисполком или в коммунальную собственность административно-территориальной единицы на безвозмездной основе.

Кредиторы смогут заключать мировые соглашения с предоставлением отсрочки на три года и рассрочки на пять лет. Местные органы власти смогут эмитировать ценные бумаги для перевода задолженности на местные органы или передачи их в ОАО «Агентство по управлению активами». Есть норма, согласно которой в случае недостижения согласия с кредиторами и наличии результативного бизнес-плана применяется отсрочка на 3 года с последующей рассрочкой на 5 лет.

Как это может работать на практике. Сельхозпредприятия сегодня должны банкам, бюджету, частникам и другим госпредприятиям, при этом долги последним в значительной степени находятся в пределах одного района. То есть условное ОАО «Полкабана» должно райхимснабу за удобрения, райагросервису за помощь во время уборки, районной ПМК за строительные услуги. Председатель райисполкома может собрать всю эту компанию и предложить урегулировать проблемы полюбовно. ОАО «Полкабана» выпустит дополнительные акции и отдаст их в счет долгов всем этим рай-. Естественно, директорам рай-что-то-там совсем не нужны акции находящегося в тяжелом финансовом положении ОАО «Полкабана»: теперь же за него придется отвечать, вкладывать в него деньги, которых нет. Поэтому они могут передать эти акции в доверительное управление райисполкому или вовсе подарить – с глаз долой из сердца вон, так спокойнее.

Если в районе положение совсем сложное, то исполком сможет выпустить облигации, получить за них деньги и немного подпитать эту схему, но только по решению президента. В целом схема напоминает то, как регулярно правительство своими постановлениями увеличивает долю Республики Беларусь в уставных фондах крупных промышленных предприятий на сумму оказанной им господдержки, например, в виде исполненных гарантий по кредитам. Теперь правительству не нужно принимать такие постановления для сельхозпредприятий. Все это будут делать на уровне местных властей. Кроме того, долговая нагрузка на местные бюджеты далеко не везде еще находится на критичном уровне.

Также председатель райисполкома, если не удается договориться с кредиторами, сможет применять отсрочку и рассрочку долгов: 3 года отсрочки и 5 лет рассрочки. Это собственно и составляет срок специального режима, который в указе прописан в 8 лет.

Надо отметить, что отсрочка и рассрочка уже предоставлялись предприятиями по указу №253. Срок трехлетней отсрочки по долгам перед бюджетом истекает в следующем году, но, вероятно, не все предприятия в состоянии вернуться к нормальному обслуживанию долгов, так что можно и продлить.

Сохраняется в указе и норма о ликвидации. Как сообщается, «при отсутствии результативного бизнес-плана комиссией облисполкома принимается решение о нецелесообразности дальнейшего функционирования предприятия с направлением его в суд в общеустановленном порядке».

В течение всего периода финансового оздоровления не будут начисляться проценты, неустойки, пени на долги. Исключение сделано для процентов банков и ОАО «Агентство по управлению активами». Банки могут снижать действующую процентную ставку на 1,5%.

В указе также содержится ряд норм, упрощающих документальное оформление сделок и прав собственности. У проблемных колхозов проблемы не только с производством и прибылью, но и с документами. По указу можно будет сначала делать, а потом оформлять документально. Например, использовать имущество. Кроме того, унитарные предприятия можно преобразовывать в акционерные общества в упрощенном порядке.

Развязали руки инвесторам

Указ позволяет инвесторам передавать в коммунальную собственность непрофильные активы: жилье, социальные объекты, инженерную инфраструктуру. Можно будет продавать или сдавать в аренду имущественные комплексы сельхозорганизаций без государственной регистрации предприятия. Арендаторам или доверительным управляющим разрешат в течение трех месяцев уволить руководителя, его заместителя и главного бухгалтера.

Предположим, что нашему председателю района повезло и нашелся отчаянный человек, который готов забрать ОАО «Полкабана». Это можно было сделать и раньше, но пока были бы оформлены все бумаги, наш отчаянный инвестор уже перегорел бы морально, а физически его бы добил саботаж со стороны старого руководства или наличие «тяжелой» социалки, на которую пришлось бы тратить деньги. Теперь председатель райисполкома сможет решить бумажные проблемы буквально росчерком пера, а старый менеджмент можно будет просто уволить, не опасаясь продолжительных разбирательств в соответствии трудовым законодательством.

Указом даются немалые полномочия председателям райисполкомов, но им же их обязывают и разрабатывать, и реализовывать бизнес-планы по выводу хозяйств на рентабельную работу. Самое интересное, что в сообщении БелТА присутствуют слова о защите «на деловой риск».

Неужели, местным органам власти разрешат рисковать, а неудачи не будут рассматриваться контролерами, как сознательное нанесение вреда государству?

Михаил Русый упомянул также норму о передачи 25%+1 акции руководителю предприятия, который сможет в течение пяти лет вытянуть его из пучины. Эта норма присутствовала и в старом указе №253, но такая передача могла произойти только с санкции президента или по его решению, после пристальной проверки контролирующих органов. Вице-премьер не прокомментировал, изменилась ли норма, но упрощение порядка передачи акций могло бы стать стимулом для амбициозных управленцев уровня предприятия.

Указ еще не принят, его текст не опубликован, поэтому точно сказать, как он будет работать и будет ли работать вообще, очень трудно. В любом случае, подобные документы всегда встречаются с некоторым воодушевлением, но, в итоге кардинально ситуации не меняют.

В сообщениях БелТА прозвучало и напоминание о требованиях президента о «сохранении профиля работы организаций, обеспечении занятости работников, выполнении социальных обязательств». В итоге могут получиться костыли, которые слегка поддержат тяжело больные предприятия. Как это ни печально, ни трудно, на рано или поздно придется признать, что немалую часть сельхозорганизаций сохранить невозможно. Их ждет ликвидация и последующая организация производства с чистого листа, либо приватизация. Но последний вариант не по душе президенту, да и вкладывать в «убитое» предприятие мало кто захочет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!