Оказалось, процедуры ЭКО в Беларуси и Польше значительно отличаются. Например, в Польше стать донором можно только анонимно и только бесплатно, а «забеременеть» одинокую девушку запрещено законом. Подробнее об ЭКО с привлечением донора в Польше рассказал врач клиники лечения бесплодия Bocian Валентин Паращук.
Валентин Паращук — врач гинеколог-репродуктолог в четвертом поколении, кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии №2 Харьковского национального медицинского университета. До начала войны работал главврачом клиники им. академика Грищенко (крупнейшей сети в Украине), названной в честь его дедушки – автора первого ЭКО в стране.
– Доноры – это молодые здоровые парни или девушки, которые согласились сдать свои сперматозоиды или яйцеклетки в донорскую программу, – рассказывает Валентин. – Впоследствии забранный материал используется для того, чтобы помочь забеременеть паре, которая не может сделать это самостоятельно.
Иногда могут быть пожертвованы и готовые эмбрионы. Например, в результате ЭКО у пары получилось несколько эмбрионов, они забеременели после ЭКО и больше не планируют детей. В таких случаях пара может дать согласие на использование оставшихся зародышей сразу – то есть передать другим пациентам, у которых забеременеть не получается. Или, согласно польскому законодательству, через 20 лет клиника может использовать эти эмбрионы для анонимного донорства.
– Конечно! Доноров обследуют даже тщательнее, чем самих пациентов, – уверяет Валентин. – Кандидаты сдают большое количество анализов, чтобы специалисты могли максимально точно определить состояние их здоровья и минимизировать риски того, что с забранным материалом ЭКО не получится.
Более того, координатор старается выбирать таких доноров, у которых уже есть свои дети – это тоже неплохой тест на «биологическую состоятельность» кандидата.
В целом шансы забеременеть с донорским материалом выше, но тоже не равны 100%. По крайней мере, они лишены возрастных проблем.
– Здесь все зависит от того, какой именно донорский материал нам нужен. В случае со сперматозоидами показаниями к донорству могут быть какие-то заболевания, связанные с Y-хромосомой, или тяжелая патоспермия, при которой даже при экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО) мы понимаем, что качества спермы будет недостаточно для зачатия. В таких ситуациях паре ставится диагноз «бесплодие» по мужскому фактору, и единственный способ забеременеть – задействовать донорский материал.
Если говорить о женщинах и необходимости использовать донорские яйцеклетки, то чаще всего это связано с возрастом, когда яйцеклетки вроде еще и есть, но в аппарате деления накопилось столько поломок, что получить здоровый эмбрион становится невозможно. Или бывают ситуации, когда приходится делать слишком много гормональных стимуляций. Это и морально, и финансово тяжело для пациентки – и лучше прибегнуть к донорским материалам.
Также бывают ситуации полного отсутствия яйцеклеток в яичниках независимо от возраста (даже и в 30 лет): например, вследствие операции или если у девушки изначально был небольшой овариальный резерв (количество яйцеклеток, которые могут участвовать в процессе оплодотворения). А так как новые яйцеклетки женский организм не производит (а только тратит имеющиеся), тоже приходится задействовать донорские.
– Чаще приходится брать донорские яйцеклетки. Во-первых, потому что у мужчин шансы зачать ребенка меньше зависят от возраста. А во-вторых, потому что сперматозоидов у мужчин гораздо больше, чем яйцеклеток у женщин. Их количество исчисляется миллионами, а для оплодотворения нужны единицы – то есть выбрать из кого точно есть.
– В отличие от некоторых постсоветских стран, в Польше донором можно стать только анонимно и только на некоммерческой основе. Это значит, что кандидаты не получают за это деньги и не оставляют свои фото или личные данные для выбора паре. Единственное, что могут сказать пациентам – это возраст донора яйцеклеток. Это нужно для расчета рисков хромосомных аномалий.
Подходящего донора паре подбирает координатор клиники.
Прежде всего, кандидат должен быть с правдоподобной группой крови. То есть с такой, какая могла бы на самом деле получиться у малыша от родителей без участия донора. Чтобы не было такого, что в 7 классе после уроков биологии ребенок приходит к маме и папе и спрашивает, почему не сходится.
Также координатор обращает внимание на фенотипические признаки: цвет глаз и волос, ростовесовые соотношения и прочее. Соответственно, при донорстве яйцеклеток подбирается кандидатка, больше похожая на маму, а при донорстве сперматозоидов кандидат, имеющий схожие внешние признаки с папой.
– Здесь спорный момент: где заканчивается генетика и начинается эпигенетика, – уточняет Валентин.
Генетика – это наука, которая изучает гены – последовательность аминокислот, определяющих, как именно будут строиться белки у данного организма и как будет развиваться сам организм.
А эпигенетика – это наука, которая изучает, как вся эта программа развития будет осуществляться и что именно организм унаследует.
Получается, что гены будут взяты от донора, но управлять процессом формирования ребенка будет организм девушки, которая его вынашивает. Поэтому сказать заранее, что именно передастся ребенку от мамы или папы и донора – невозможно.
Ведь нельзя сказать, что донор передает как бы одного себя. Он дает только половину хромосом, вторая половина будет от партнера или партнерши из пары. То есть в любом случае идет смешение – и каждый раз это происходит по-разному. Хороший пример – пары с двумя детьми: родители одни и те же, а дети всегда абсолютно разные.
– В Польше – нет. По закону ЭКО может быть сделано только паре – независимо от того, зарегистрирован у них брак или нет.
То есть одинокая девушка не может прийти в клинику и попросить сделать ее беременной. Обязательно должна быть пара, которая по медицинским показателям не может зачать ребенка самостоятельно.
Партнерский материал
Читайте также: