Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш пригласил Александра Лукашенко на сентябрьский саммит по Целям устойчивого развития, который пройдет в Нью-Йорке. Можно ли это рассматривать как дипломатический прорыв для официального Минска?
Глобальные цели, известные также как цели в области устойчивого развития (ЦУР), были приняты Организацией Объединенных Наций в 2015 году. ООН рассматривает их как призыв к действию для всех стран — бедных, богатых и среднеразвитых. Задачи ставятся действительно глобальные – искоренение нищеты, защита планеты и обеспечение условий для того, чтобы к 2030 году все люди Земли жили в мире и процветании.
Всего целей устойчивого развития семнадцать. Они перекликаются между собой. Подразумевается, что действия для достижения одной цели повлияют на результаты в других. Так, например, если целью номер один называется ликвидация нищеты, то для ее достижения существуют цели номер четыре и восемь – доступ к качественному образованию, а также обеспечение населения достойной работой и экономический рост. Конечно же, есть среди целей и борьба с изменением климата, и сохранение экосистем суши и моря. И много других проблем, которые волнуют современное человечество. Например, гендерное равенство и уменьшение неравенства в мире в целом.
При этом чиновники из ООН отмечают, что успешная реализация этих целей невозможна без налаживания «всеохватывающих партнерских отношений на глобальном, региональном и местном уровнях», «ориентированных на удовлетворение интересов людей и планеты».
Если говорить совсем уже простым языком, то развитым странам в рамках достижения целей устойчивого развития предлагается поделиться деньгами со странами бедными. В ООН заявляют, что «для стимулирования роста и торговли многие страны нуждаются в официальной помощи». Существует Объединенный фонд ЦУР – единый межведомственный механизм комплексной поддержки политики и стратегического финансирования. Фонд располагает в общей сложности 250 миллионами долларов США, которые планируется потратить в течение 3 лет. Не так, чтобы очень много, но что-то развивающимся странам перепадает. Сообщается, что на сегодняшний день фонд профинансировал 230 программ, ориентированных на комплексную социальную защиту, стимулировал более 1000 партнерств, работающих вместе с ООН для поддержки ЦУР, и протестировал более 300 инновационных решений для ускорения реализации Повестки дня на период до 2030 года.
Конечно, развивающиеся страны заинтересованы в поддержке, поэтому многие из них стремятся получить доступ к этим ресурсам. И Беларусь тут не исключение – официальный Минск не отказывается от международной помощи, особенно если ее поступление не сопряжено с неприемлемыми для него требованиями.
Поэтому не удивительно, что беларусские власти активно включились в эту кипучую деятельность. «Для организации работы по достижению Целей устойчивого развития в Беларуси» в мае 2017 года Александр Лукашенко подписал указ «О Национальном координаторе по достижению Целей устойчивого развития». Им стала заместитель председателя Совета Республики Национального Собрания Марианна Щеткина. Указом определен и перечень государственных органов и иных организаций, определяющих ответственных за реализацию Целей устойчивого развития. В нем 32 организации – начиная от Генпрокуратуры и Нацбанка до областных и Минского исполнительных комитетов.
Пост национального координатора оказался тесно связан с должностью зампреда Совета Республики. Эти должности впоследствии совмещали и Анатолий Исаченко, и Леонид Заяц. В марте этого года своим указом на эту должность Лукашенко назначил еще одного заместителя председателя Совета Республики – Валерия Бельского. По всей видимости, это делается для того, чтобы продемонстрировать ООН «вес» координатора – это не случайный человек, а чиновник достаточно высокого ранга.
На сегодняшний день в рамках программы ЦУР в Беларуси ООН осуществляет 124 мероприятия. Это и «Поддержка экономического развития на местном уровне», и «Наращивание потенциала для торговли квотами на выбросы и усиление MRV», и «Содействие составлению бюджета, ориентированного на достижение ЦУР, с уделением первоочередного внимания уязвимым группам населения», и много чего еще. Где-то это техническая помощь, а где-то и реальные ресурсы, доступ к которым получают органы государственного управления.
С одной стороны, если равняться на беднейшие страны Африки, беларусские успехи в достижении Целей устойчивого развития бесспорны. Тотальной нищеты и голода в стране нет, все граждане имеют доступ к образованию, к рынку труда и к чистой воде. Формально, если не вникать в детали – то и гендерное и прочие равенства обеспечиваются. С другой – не будем сбрасывать со счетов того, что в написании разного рода отчетов беларусские чиновники неплохо поднаторели. Демонстрировать феноменальные успехи на бумаге у нас умеют.,
Так что ничего удивительного в том, что в 2022 году, согласно отчёту Sustainable Development Report, Беларусь в рейтинге достижения Целей устойчивого развития заняла 34 место среди 163 стран, набрав 76 баллов из 100 возможных.
Да, среди ЦУР есть, например, и такая – «Мир, правосудие и эффективные институты». Там как раз про ограниченность доступа к правосудию, про преследование и насильственные исчезновения правозащитников, журналистов и членов профсоюзов. Но чиновники ООН, по всей вероятности, смотрят на проблемы довольно формально. И раз в документах, например, в Конституции, записано, что перед законом все равны, значит, так оно и есть. Условия для достижения целей соблюдены.
Да и вообще – в задачу этого подразделения ООН воспитание не входит. Воспитанием пусть Совет Безопасности занимается, если длины рук хватит. А у нас тут ЦУР. И в страновом отчете вот написано – законодательство соответствует предъявляемым требованиям. Значит, все в порядке. А как там на практике дела обстоят – не так уж и важно. И вообще – если придираться, то от нас все африканские диктаторы разбегутся. И как тогда делить деньги, полученные от развитых стран?
Поэтому такую прогрессивную страну как Беларусь, которая может стать примером для прочих, на сентябрьский саммит по Целям устойчивого развития в Нью-Йорк, конечно же, надо звать в приоритетном порядке. Так, что ли?
Не совсем. Зовут на саммит всех. Вообще всех. Такова доля ООН – быть объединяющим механизмом. Хорошо это или плохо – вопрос отдельный. Но пока правила не изменились, в игре действуют имеющиеся. Поэтому на такое важное-преважное мероприятие, как саммит по ЦУР, собирают и плохих, и хороших. И тех, кто никак себя не проявил. Конечно, в случае, если США въездную визу дадут. А ведь могут и отказать.
Так что ни о каком дипломатическом прорыве речь не идет. Формальность, не более. Александр Лукашенко уже направил ответ на приглашение генсеку ООН Антониу Гутерришу. Там говорится, что «Минск в полной мере поддерживает» инициативу саммита. А вот подтверждения того, что беларусский правитель приглашением воспользуется, в ответе нет.
И это не случайно. Большая политика полна нюансов. Приглашают зачастую действительно всех. А вот приезжают не все. Кто-то побоится, кого-то могут и не пустить, кому-то кулуарно посоветуют остаться дома. Стоит отметить, что Александр Лукашенко с 2006 года находится под санкциями США. И Антониу Гутерриш не может этого не знать. Но ООН соблюдает приличия. Как неотъемлемый элемент достижения Целей устойчивого развития.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by