Щупальца режима потянулись к выдавленному из страны ровно двадцать лет назад Европейскому гуманитарному университету. И дело, похоже, не столько в «деструктивном НКО», как учебное заведение величают государственные пропагандисты. Власть всерьез озабочена небывалым для Беларуси оттоком граждан страны и стремится всеми силами создать всевозможные барьеры на пути уезжающих и планирующих отъезд.
Невеселые перспективы для ЕГУ в эфире ОНТ анонсировал пропагандист Игорь Тур. По его мнению, «признание отдельно ЕГУ в Беларуси экстремистской организацией – это вопрос времени». А поскольку в самостоятельность отечественной пропаганды верить не приходится, можно допустить, что решения о присвоении экстремистского статуса университету ждать осталось недолго.
В случае если ЕГУ действительно будет признан «экстремистской организацией», у его студентов и преподавателей возникнут большие проблемы. В первую очередь — с поездками на родину. Ведь любой из них после пересечения границы может оказаться задержанным и осужденным по соответствующей статье УК. И если преподаватели университета, в большинстве своем, выбор сделали давно и понимают связанные с ним риски, то для студентов и будущих абитуриентов подобные перспективы чреваты новыми вызовы. Отныне, поступая или продолжая обучение в ЕГУ, придется четко осознавать — это «билет в один конец».
Опасаться стоит даже бывшим выпускникам ЕГУ, работающим в Беларуси с дипломами университета. Ведь к этим документам имеют доступ их работодатели, а через них и соответствующие органы. Как мы уже имели возможность убедиться, законы режим трактует как ему удобно, и многих людей привлекали за содействие деятельности экстремистской организации в те времена, когда она еще не имела такого статуса. Да что там говорить – пострадать можно будет даже за символику ЕГУ.
В случае признания ЕГУ экстремистской организацией или формированием, режим пробьет очередное дно: загнать в эту категорию целый университет — достижение даже для него. Неужели несколько сотен выпускников, большая часть из которых явно не намеревается в будущем жить и работать в Беларуси, представляет для него такую угрозу?
Ну да, получавших образование не по своим лекалам власть не любит и опасается, поскольку они обошлись без соответствующей промывки мозгов и не привыкли смолоду жить в нынешней системе. И все же дело, вероятно, не столько и не только в свободомыслии повидавших заграницу и получивших образование по европейским стандартам. Главная причина может крыться в стремлении режима предотвратить «утечку мозгов». Создать всевозможные препоны для тех, кто намерен уехать учиться и жить за рубеж.
Тут, как говорится в таких случаях, следите за руками. В декабре прошлого года, представляя в Совете Республики поправки в закон о рекламе, министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов заявил, что изменения предусматривают запрет на рекламу обучения и работы за границей. В начале января уже этого года Лукашенко подписывает указ «О Концепции государственной кадровой политики». В главе четвертой этого документа речь идет о механизмах реализации этой самой политики, в частности — и о регулировании трудовой миграции. Там, среди прочего, есть и такой пункт: «принятие мер по предотвращению оттока кадров из Республики Беларусь, в первую очередь молодежи».
И хотя указ гласит, что «государственная кадровая политика основывается на принципах обеспечения реализации прав и свобод человека», следующая же строка вносит ясность: в ее основу заложено и «соблюдение баланса интересов личности, общества и государства». Тут и становится понятно, чьи именно интересы государство намерено блюсти в первую очередь. И закрытие курсов польского языка по требованию силовиков тоже входит в «меры по предотвращению».
Придание ЕГУ экстремистского статуса прекрасно вписывается в эту стратегию. Ведь именно в этот зарубежный университет беларусам поступить сравнительно просто, поскольку для них он и создавался.
Как бы ни хорохорился режим тем, что число уехавших из страны после событий 2020 года ничтожно мало, а уехавшие стоят рядами вдоль границ и умоляют пустить их обратно — на деле все обстоит совсем иначе. Эксперты, оценивая масштабы беларусской эмиграции, сходятся в цифре в полмиллиона человек. Это очень много для Беларуси. Но если мы исходим из приблизительных расчетов, то служители государственной системы наверняка владеют данными, которые их очень беспокоят.
Можно согласиться с тем, что большинство желающих уехать уже покинули страну, и бурная река понемногу начнет иссякать. Но не пересохнет точно. Чем больше будут проявлять себя дисбалансы в экономике, тем больше граждан нашей страны начнут задумываться о возможностях поискать работу за границей. А пример и опыт уже прошедших этот путь только ускорит принятие непростого решения. Изменения в беларусской системе образования, ее зашоренность и заидеологизированность, увольнение из учебных заведений нелояльных режиму преподавателей, увеличенные сроки отработки выпускников по распределению и многие другие суровые реалии нашей действительности неизбежно подвигнут часть молодых людей и их родителей поступать в зарубежные университеты. Понятно, что это выход для тех, кто может себе такое позволить. Но и ужиматься, экономить ради будущего детей беларусам не привыкать. Так что это, смею предположить, будут далеко не единичные случаи.
Вот сюда и бьет режим, грозя признать целый университет экстремистским. Рискните теперь поехать туда учиться. К билету в один конец могут оказаться готовы не все. Дай волю, так и все европейские учебные заведения признали бы экстремистами. А может и признают, если миграцию не удастся остановить подобными мерами. Любой западный диплом будет автоматически означать клеймо экстремиста. Как вам такое? Представляется невероятным. Но с другой стороны — сколько всего ставшего реальностью казалось нам невозможным еще несколько лет назад?
Если тенденции с отъездом беларусов за рубеж будут усугубляться — а на данный момент нет ничего, что могло бы свидетельствовать об обратном — режим продолжит вводить ограничительные и запретительные меры. По-другому решать проблемы он попросту не может, ведь любые другие решения неизбежно расшатывают устои. Пока уезжали идеологические противники, власть не сильно переживала. Разве что о том, что не успели схватить и посадить. Теперь, когда уезжают остальные, государственная машина начинает работать на подавление. Так что в перспективе можно ожидать чего угодно – и экстремистского статуса для компаний, занимающихся пассажирскими перевозками, и введения выездного штампа в паспорт, без наличия которого просто не выпустят из страны.
И статус ЕГУ станет лишь очередной ступенькой лестницы, ведущей глубоко вниз. Настолько глубоко, как мы даже не предполагаем.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by