Беларуси удалось достичь макроэкономической стабильности, однако с ростом пока не получается. ВВП растет низкими темпами, а прогнозы не обещают резкого ускорения в ближайшие годы. Очередной семинар серии «От стабильности к экономическому росту: перспективы Беларуси», организованный BEROC и Национальным банком был посвящен эффективности рынков. Эксперты обсудили пути повышения эффективности рынка труда, капитала и т.д.
Для Беларуси остается актуальной дискуссия о необходимости создания конкуренции на рынка, считает директор инвестиционной компании «Юнитер» Роман Осипов.
«Нужно доказывать, в чем плюсы конкуренции, пока еще. Это было доказано 100 лет назад в Америке с принятием антитрастовых законов. У нас с этим пока сложно», — сказал он.
По его словам, в качестве контраргумента часто приходится слышать, что развитие конкуренции несет с собой негативные эффекты: госпредприятия могут пострадать, так как не готовы к ней по каким-то причинам и несут существенную социальную нагрузку, допуск частного бизнеса к секторам, где доминируют госпредприятия, сразу приведет к массовым увольнениям.
«Я сейчас предпочитают слово состязательность вместо конкуренции, как трансформации вместо реформ», — сказал Роман Осипов.
Состязательность, по его словам, вынуждает компании и предприятия что-то менять в своем бизнесе, стимулирует инновации. Сегодня в Беларуси показатели по инновационной продукции доводятся сверху. Предприятия рапортуют о том, сколько инновационной продукции они выпустили и реализовали.
«Если мы проследим судьбу этих инновационных продуктов, то они все постепенно затухают. И остаются в конце-концов через 2-3 года те самые старые, хорошие советские продукты, которые были хорошо поставлены и в общем-то как-то продаются», — отметил Роман Осипов.
По его мнению, отсутствие состязательности приводит к тепличным условиям для госпредприятий, недостаточному давлению на менеджмент в части внедрения новых технологий, в том числе в управлении, которые не требуют серьезных материальных затрат. В Беларуси во многих сектора преобладают госпредприятия и предприятия с долей государства. Их дола в выручке превышается 50%. При этом в нашей стране «государственными» являются сектора, которые в других странах никогда не бывают такими. В качестве примера Роман Осипов привел производство МДФ.
Он отметил, что несмотря на большие инвестиции в ту же деревообработку, выручка в расчете на тонну сырья в Беларуси оказывается заметно ниже, чем у других стран европейского континента.
«Для того, чтобы дереовообработка имела выхлоп 200 долларов на один кубометр древесины, нужно вложить инвестиции в 3-4 млрд долларов в этот сектор, потому что основной источник добавленной стоимости в той же Финляндии целлюлозно-бумажная промышленность», — сказал он.
Основным препятствием на пути инвестиций и развития конкуренции, по мнению Романа Осипова является отсутствие четких правил игр, например, в области доступности сырья. В Беларуси правила меняются, кроме того, есть государственные и частные потребители сырья, и распределение его между ними не всегда справедливо.
«Речь не идет о том, что им (инвесторам — прим. Reform.by) нужно гарантировать это сырье. Они хотят прозрачных условий закупки леса, закупать на бирже», — подчеркнул Роман Осипов.
Создание понятных прогнозируемых условий на рынке, с учетом государственных интересов может стать драйвером роста ВВП.
«Мы имеем эффект от 1,3 до 3,5% прироста ВВП в год. Потенциал секторов существенный. Инвестоемкость секторов еще большая, несмотря на то, что государство уже инвестировало порядка 2 млрд долларов, туда еще можно инвестировать», — заключил Роман Осипов.
Рынок труда в Беларуси сегодня характеризуется двояко. С одной стороны в последние годы произошла его дерегуляция. Он стал гибким. Однако в то же время он не справляется с эффективным перераспределением трудовых ресурсов, отмечается низкая мобильность населения, его невысокая активность, выражающаяся в выборе стабильности перед карьерным ростом, преобладание низкооплачиваемых и низкоквалифицированных вакансий.
Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович полагает, что эта двойственность связана с продолжительным периодом зарегулированности рынка труда.
«Была ситуация, когда рынок труда выполнял определенные социальные функции. Ситуация меняется. Сейчас рынок намного гибче институционально. Рынок поменялся, а система поддержки населения осталась в прошлом. При этом население тоже осталось в старой парадигме. Мы видим вызов в том, чтобы модифицировать систему поддержки, чтобы она соответствовала гибкому рынку труда», — сказал он.
Глеб Шиманович привел некоторые результаты опросов о рынке труда: как его видит население и бизнес. По мнению населения, безработица остается одной из трех наиболее актуальных проблемы называемых населением.
На рынке труда опрошенные видят мало вакансий с достойной оплатой труда, высокие риски потери работы, а также ощущают ущемление прав из-за наличия срочных трудовых контрактов. При этом слабая поддержка безработных называется в качестве проблемы лишь небольшой долей опрошенных.
«Население привыкло, что оно не рассчитывает на помощь государства в решение проблемы занятости. Если ты потерял работу, то рассчитываешь на себя, затем на родственников и знакомых, и только потому — на государство. Только четверть опрошенных ответила, что обращается в органы занятости», — добавил Глеб Шиманович.
В целом опрошенные оценивают риск потери работы как высокий. Наиболее уязвимыми, по результатам опроса, являются люди пенсионного и предпенсионного возраста, бюджетники. Также риск потери работы в частном секторе оценивается как более высокий, чем в частном.
Опрошенные жаловались и на сложности с поиском работы. Наиболее уязвимыми категориями здесь названы пожилые люди и женщины с детьми. Опрошенные наиболее высоко оценили шансы устроиться на работу молодых женщин без детей.
С точки зрения бизнеса, по данным опросов ЕИБ-ЕБРР, низкое качество рабочей силы рассматривается как третий по важности барьер для развития. Регулирование рынка труда при этом практически не упоминалось. На этом фоне важным является то, что самым тяжелым налогом в рамках опроса руководители назвали взносы в ФСЗН.
«Ситуация на рынке труда глазами бизнеса такая, что качество работников проблема, но не такая острая. Регулирование рынка труда не проблема, но налоговая нагрузка высокая», — пояснил Глеб Шиманович.
В последние годы стабильно увеличивается занятость в частном секторе, который, как показали последние кризисы быстро и гибко реагирует на изменения экономической конъюнктуры. В текущей ситуации вызовом становится подготовка системы социальной поддержки к возможным внешним и внутренним шокам, которые могут спровоцировать массовые увольнения.
Среди возможных предложений Глеб Шиманович назвал увеличение пособия по безработице, а также ограничение возможностей предприятий по сокращению работников без уплаты выходного пособия. При этом желательно добиться результата без увеличения налоговой нагрузки, возможно введение добровольного страхования. Также эффективной мерой будет смена подходов в работе с людьми, обращающимися в центры занятости с акцентом на переподготовку, переселение, содействие старту собственного бизнеса.
Значительные возможности для роста беларусской экономики заложены в развитии финансовой системы и финансового рынка. В Беларуси показатели финансового посредничества заметно ниже чем у стран со сравнимым уровнем дохода.
«Потенциал и в эффективности, и в объемах развития финансового посредничества очень велик. У нас финансовая система не использует тот потенциал, которым она обладает на фоне уровня дохода», — считает старший научный сотрудник BEROC Дмитрий Крук.
По его словам, в Беларуси ядром финансовой системы является банковская система, а прочие финансовые посредники и фондовый рынок играют небольшую роль. При этом функции банков гипертрофированы.
В основе такой ситуаций низкий уровень доверия домашних хозяйств к экономической политике и перспективам развития. Это выражается прежде всего в том, что хозяйства предпочитают краткосрочные финансовые контракты и контракты, выраженные в валюте. Иными словами, население готово давать в долг в валюте и на непродолжительный срок.
«Это приводит к тому, что ресурсы основного донора имеют существенное ограничения. В итоге их проще всего оприходовать банкам», — сказал Дмитрий Крук.
Еще одна важная особенность Беларуси — большая роль государства в перераспределении финансовых потоков. Ранее это выражалось в первую очередь в директивном кредитовании. Сегодня оно уходит в прошлое, однако значительная доля банков остается государственными, которые не всегда свободы в выборе направлений кредитования. Остается шлейф старых директивных кредитов, которые государство постепенно переводит на себя.
В итоге Дмитрий Крук видит пути развития финансовой системы в создании условий для развития долгосрочных заимствований. Это серьезные изменения, в том числе и ограничение перераспределительной функции государства, но кроме «тяжелых» барьеров, но и нормативные, которые устраняются меньшей ценой. К ним относится внедрение ипотеки, новых форм обеспечения по кредитам, развитие государственно-частного партнерства.
Фондовый рынок также слабо развит. Операции с акциями, по данным Минфина, занимают на нем не более 2%. На долю сделок с облигациями приходится более 80%, еще более 10% — сделки РЕПО с облигациями. Для развития рынка также есть «легкие» и «тяжелые» пути.
«Препятствиями в развитии рынка является недостаток предложения акций на рынке. Разрыв этого порочного круга возможен через IPO «голубых фишек», — отметил Дмитрий Крук.
Такими «голубыми фишками» в Беларуси могли бы стать «Беларуськалий», «Белтелеком», нефтеперерабатывающие заводы. 10-15 предприятий могли бы помочь сформировать первоначальное предложение на рынки. Именно по такому пути шла Польша. Еще один барьер — преимущественное право местных исполнительных и распорядительных органов на выкуп акций ОАО.
«Если мы хотим вести речь о том, чтобы финансовая система стала выполнять функции, которые она должна выполнять в современной экономике, мы должны идти сложным путем: ликвидация или ослабление перераспределительной функции правительства, дедолларизация, первичная «инъекция» предложения на рынок акций», — сказал Дмитрий Крук.
Спрос на фондовом рынке во всем мире в немалой степени обеспечивают пенсионные фонды, поэтому создание системы накопительного пенсионного страхования также будет работать на развитие фондового рынка.
Минфин уже реализует часть мер. В ближайших планах Министерства, по словам начальника отдела развития рынка ценных бумаг Сергея Дынника, внедрение стрип-облигаций с отдельным обращением основного долга и купона, которое также увеличит долю дисконтных ценных бумаг — пока их на рынке минимум. Среди других планов создание условий для коллективного инвестирований, организация прямого доступа к торгам на БВФ непрофессиональных участников рынка. Минфин работает над допуском на беларусский рынок инвесторов-нерезидентов. Планируется снять требование по использованию ими национальных депозитариев. Также вынесен на обсуждение проект постановления, упрощающего допуск на беларусский фондовый рынок ценных бумаг эмитентов-нерезидентов.
«Минфин не видит рисков в том, чтобы организации, которые имеют контролирующую долю государства, могли организовывать free-float на бирже», — отметил Сергей Дынник.
Речь идет о предприятиях, доля в государства в которых значительно превышает контрольный пакет. Свободное обращение на бирже 10-15% акций в данном случае не будет угрожать контролю государства над предприятием, но поможет создать фондовый рынок.