Исследование: как беларусы реагируют на коронавирус и хотят ли они карантина?

BEROC и SATIO представили результаты второй волны социологического исследования, посвященного реакции беларусского общества на пандемию коронавируса. Они были презентованы в рамках встречи «Открытого диалога по экономическим реформам», организованной «Пресс-клубом».

Опрос проводился среди городского населения с 17 по 22 апреля. В нем участвовало 1011 человек в возрасте от 18 до 64 лет, использовалась репрезентативная выборка. Первая волна опроса была проведена в марте.

Пессимизм преобладает

В целом беларусы в апреле стали более пессимистично смотреть на ситуацию. 67% опрошенных заявили, что ситуация за месяц ухудшилась. 29% отметили улучшение, 4% — не заметили изменений.

Число пессимистов выросло. Уже 66% опрошенных считали, что в течение месяца ситуация будет ухудшаться. В марте их было 62%. Также на 2 п.п. до 19% выросло число оптимистов. Доля тех, кто затруднялся ответить или не ожидал изменений, снизилась.

Исследователи отмечают, что в апреле беларусов стали больше волновать экономические вопросы.

«Мы видим, что экономические факторы выходят на первый план, коллапс системы все еще опасен, но уже не вызывает такие опасения», — отметил руководитель исследовательских проектов SATIO Филипп Биканов.

Прослеживается связь между степенью экономического и эпидемиологического пессимизма с наличием близких людей в группах риска. Люди, имеющие близких в группе риска, больше склонны к ужесточению мер социального дистанцирования.

В целом беларусы адекватно реагируют на угрозу и принимают меры предосторожности.

«Увеличилось количество мер социального дистанцирования, к которым люди прибегают. Беларусы стали меньше ходить в магазины. Драматически выросло число тех, кто носит маски. Если месяц назад это был каждый десятый, то сейчас это каждый второй. Множество людей отказывается от рукопожатий», — сказал Филипп Биканов.

По данным апрельского опроса, 73% респондентов стали чаще мыть руки (+6 п.п. к марту), 66% пользуются антисептиками (+18 п.п.), 64% перестали посещать массовые мероприятия (+16 п.п.), 54% стали реже ходить в магазин (+12 п.п.), 53% перестали выходить на улицу без крайней необходимости (+27 п.п.), 48% стали носить маску в общественных местах (+39 п.п.), 47% прекратили пользоваться общественным транспортом (+20 п.п.), 46% отложили поездки (+6 п.п.), 45% отказались от рукопожатий (+22 п.п.), 27% стали чаще оплачивать покупки карточкой (+9 п.п), 15% стали чаще заказывать товары онлайн (+3%), 12% перешли на удаленную работу (+7 п.п.).

Также авторы исследования отмечают, что минчане чаще других переходят на удаленку, при этом в частном секторе это более распространено в сравнении с государственным.

«Сохраняется тренд, что мужчины склонны считать: все вокруг перестраховываются. Большее количество мужчин, чем женщин, считает, что общество угрозу переоценивает», — добавил Филипп Биканов.

Беларусы ожидают падения доходов

Результаты опроса показывают, что беларусы более пессимистично смотрят на перспективы экономического кризиса.

«Беларусы в сравнении с другими странами воспринимают экономические перспективы гораздо более пессимистично. В Беларуси больше всего махровых пессимистов, которые ждут длительного негативного влияния на экономику, и очень мало оптимистов — только 10%, которые ждут быстрого восстановления», — отметила академический директор BEROC Катерина Борнукова.

Она связывает это с опытом беларусов, которые в последнее время в сравнении с жителями ЕС чаще встречались с кризисами, а объем государственной поддержки в нашей стране, как правило, заметно ниже. В итоге 46% беларусов ожидают длительного кризиса, а 43% ожидают улучшение в течение 6-12 месяцев.

По словам Катерины Борнуковой, есть связь между ожиданиями развития эпидемиологической ситуации и прогнозом развития экономики. 54% тех, кто ожидает ухудшения эпидемиологической ситуации, ставит на затяжной кризис. Среди тех, кто ожидает улучшения ситуации с вирусом, лишь 27% ждет затяжного кризиса. Зато 28% рассчитывают на восстановление в течение 2-3 месяцев.

Беларусы все сильнее ощущают падение доходов. 52% уже заявили о снижении доходов. Среднее сокращение доходов составило 45%. Прогноз также остается негативным. 48% ставят на дальнейшее падение доходов.

Среди причин снижения дохода — изменение курса рубля, уменьшение заказов или клиентов, сокращение зарплат, отказ от выплаты премий. Как отмечают исследователи, занятые в сфере услуг в большей степени почувствовали сокращение доходов из-за снижения числа клиентов или заказов, а в других отраслях — из-за снижения зарплат и отсутствия премий.

«Мы видим, что в Минске и крупных городах доля столкнувшихся с сокращением доходов выше, чем в малых городах», — добавила Катерина Борнукова.

Помимо курса рубля, важным фактором в оценке снижения доходов выступает рост цен. Больше половины опрошенных перестали делать сбережения и начали экономить.

«Мы видим, что люди, которые зарабатывают выше средней зарплаты в тысячу рублей, реже сталкиваются с падением доходов», — сказала Катерина Борнукова.

При этом жители крупных городов больше ощущают необходимость в экономии, что, по мнению исследователя, объясняется большей долей сферы услуг в структуре занятости. Кроме того, среди занятых в частном секторе снижение доходов отмечается чаще, чем среди работающих в государственном секторе. 59% работающих в частном секторе столкнулись с падением доходов, в государственном — 47%.

В последние две недели перед опросом 6% респондентов потеряли работу, а у 20% опрошенных это произошло с кем-то из знакомых или родственников.

Риск быть уволенным был выше для неквалифицированных работников, людей со средним образованием и низким уровнем дохода.

Беларусы выступают за оказание господдержки предприятиям. В той или иной форме за нее выступают 94% респонднентов. При этом 69% считают, что помощь нужна и государственным, и частным компаниям, независимо от формы собственности. Только 5% респондентов уверены, что поддержку в первую очередь нужно оказывать лишь крупнейшим предприятиям с большим количеством сотрудников.

Среди беларусов растет запрос на более четкий и активный ответ властей на эпидемиологические угрозы. Общество остается сильно вовлеченным в коронавирусную проблематику, следит за новостями. Только 12% признались, что не следят за новостями. При этом чем старше люди, тем больше они следят за новостями об эпидемии.

Если карантин, то мягкий

Беларусы выступают за меры социального дистанцирования.

«Когда мы ставим людей перед выбором, что им кажется наиболее правильным, подавляющее большинство выступает за более жесткие меры, за ограничение социальных контактов. Только четверть аудитории у нас хочет коллективного иммунитета. При этом все это очень сильно связано с наличием близких в зоне риска и общим уровнем пессимизма», — отметил Филипп Биканов.

Правда, понимают жесткие меры беларусы по-своему. Наиболее ожидаемой мерой социального дистанцирования является запрет общественных мероприятий. За него выступили 74% опрошенных. На втором месте улучшение информирования. Филипп Биканов отметил, что опрос проводился тогда, когда Минздрав еще не вполне четко подавал информацию о числе заболевших. За последние дни информирование улучшилось.

«Возможно, на следующий замер мы увидим уменьшение этого процента, потому что информация стала более четкой», — предположил исследователь.

Третья по популярности среди беларусов мера дистанцирования и ограничения социальных контактов — закрытие учебных заведений. Далее следуют перевод работы на удаленку, закрытие границ.

Введение комендантского часа и запрет выхода на улицу поддержало лишь 17% опрошенных.

Интересно, что среди молодежи число сторонников жесткого карантина с запретом выхода из дома выше, чем среди других возрастных групп. Такую меру в апреле поддерживали 34% опрошенных в возрасте 18-24 года. Расхождение во взглядах исследователи связывают с источниками информации.

«Мы считаем, что есть явная связь с теми источниками информации, в которых молодая аудитория потребляет контент, в том числе про коронавирус. В первую очередь это социальные сети, во вторую — телеграм-каналы», — отметил Филипп Биканов.

Информация в телеграм-каналах подается в более резком тоне. Также в социальных сетях молодые люди чаще ведут дневники самоизоляции, поэтому они могут воспринимать жесткий карантин легче. Кроме того, молодежь менее зависима от наличия рабочего места и доходов от него.

Надо отметить, что беларусы под карантином понимают довольно мягкий вариант. 63% высказались за сохранение выхода из дома при соблюдении дистанции, 55% — за пребывание дома и редкий выход на улицу.

«Добровольный карантин продолжается. Люди готовятся к худшему. Ожидают падения своих доходов. Если месяц назад падения доходов ожидали малообеспеченные, то сейчас бояться падения доходов стали все», — резюмировал Филипп Биканов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!