Снижение ставки рефинансирования Национальным банком не должно автоматически восприниматься как повод для увеличения инфляционных и девальвационных ожиданий. Такое мнение высказал Reform.by старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб.
«Для экономики имеет значение не номинальная, а реальная ставка. Иными словами, номинальная ставка, уменьшенная на инфляцию. У нас с мая по сентябрь индекс потребительских цен снизился с 6,2% до 5,3% в годовом выражении. Инфляция за октябрь еще не опубликована, но можно предположить, что ее значение принципиально не изменилось. Это и помогло банку принять такое решение. За этот период инфляция снизилась на 0,9 п.п., номинальная ставка — на 1 п.п. Реальная ставка остается положительной», — пояснил Вадим Иосуб.
По его словам, негативные последствия для экономики могут иметь реальные ставки по кредитам и депозитам, которые оказываются ниже инфляции. Это может стать сигналом для вкладчиков снимать свои сбережения с депозитов и вкладывать их в валюту либо товары долгосрочного пользования.
«Если при каком-то сильном снижении ставки рефинансирования и соответствующем снижении ставки по депозитам вкладчики решат, что эта ставка не оправдывает инфляционные девальвационные риски, они начнут массово выносить рублевые вклады из банков и будут покупать валюту или технику. Будет угроза и для цен, и для курса. После предыдущих снижений ставки люди все равно активно несли рубли на депозиты», — отметил он.
Пока же депозиты населения растут.
«Снижение процентных ставок может увеличить желание компаний брать кредиты. Однако это не означает автоматического пропорционального роста кредитования. Как минимум при выдаче кредита банк оценивает кредитоспособность заемщика, его гарантии, залоги, экономическое обоснование проекта. Одного возросшего желания мало. Банки же у нас последние годы жалуются на дефицит хороших заемщиков с нормальными гарантиями», — добавил аналитик.
По его словам, регулятор продолжает контролировать величину денежной массы. Негативным моментом Вадим Иосуб считает высокий уровень инфляционных ожиданий. Они растут на фоне замедления инфляции.
«Фактическая инфляция в годовом выражении снижается. При этом инфляционные ожиданя достаточно высокие. Они в два раза выше инфляции. На самом деле это фактор, на который Нацбанку надо оглядываться при понижении ставки рефинансирования. Нацбанк, судя по всему, это делает», — отметил Вадим Иосуб.
Напомним, сегодня Национальный банк принял решение снизить ставку рефинансировния с 9,5% до 9% годовых. Регулятор с 2019 года рассматривает вопрос о ставке раз в квартал. Он принимает решение о ее снижении уже второй раз подряд. Председатель правления Нацбанка Павел Каллаур сегодня на брифинге заявил, что решение принималось с учетом замедления инфляционных процессов, сокращения инфляционного давления со стороны внешней среды и обменного курса рубля.