Сегодня завершается визит министра иностранных дел Беларуси Максима Рыженкова в Пхеньян. О том, что стоит за этим визитом, Reform.news на условиях анонимности поговорил с экспертом iSANS.
«Поездка Рыженкова в Северную Корею – это попытка продемонстрировать, что режим Лукашенко может доставить ещё больше проблем своим соседям. В определённом смысле ось зла уже оформилась. В неё входят Россия, Иран, Китай, Северная Корея. Лукашенко также встроил Беларусь во все необходимые технологические и логистические цепочки этого альянса. Визитами Лукашенко демонстрирует, что также может более активно пользоваться инструментами, которыми располагают его союзники.
Посредством контактов с Пхеньяном Лукашенко посылает сигнал Западу о том, что он еще не достиг максимального уровня своей токсичности и может доставить еще больше неприятностей соседям. В его логике западные политики должны сделать вывод о том, что к Лукашенко нужно прислушаться», – говорит эксперт.
Эксперт считает, что активизацией контактов с КНДР Лукашенко демонстрирует Западу готовность повышать ставки.
«В первую очередь Лукашенко пытается добиться снижения санкционного давления и решения проблемы своей легитимности. После 2020 года у Лукашенко возникла не только проблема легитимности, но и проблема субъектности. В обмен на поддержку он отдал Путину так много суверенитета, что всё больше политиков считают Лукашенко марионеткой и не понимают, о чем с ним можно говорить и зачем. Контакты с Северной Кореей, как и смертный приговор гражданину Германии – это поднятие ставок и демонстрация того, что он может создавать проблемы и самостоятельно, а не только в компании с Россией», — сказал он.
Эксперт считает, что следующим шагом станет визит Лукашенко в КНДР, но несмотря на это, убедить оппонентов в собственной самостоятельности вряд ли получится.
«Визит Рыженкова на Корейский полуостров осуществляется в рамках подготовки визита Лукашенко в Пхеньян. Очевидно, что для обсуждения торгово-экономических вопросов, инфраструктурного развития, для культурного или технологического обмена Северная Корея не подходит. Здесь речь может идти в первую очередь о военно-техническом сотрудничестве. Это может быть передача беларусских военных технологий, кооперация в вопросах производства оружия.
Очевидно, что это сотрудничество будет направлено против Запада. И это снова возвращает нас к вопросу самостоятельности Лукашенко. Ведь контакты беларусских властей в КНДР активизировались как раз после приезда туда Путина. А это значит, что и отношения Минска и Пхеньяна будут развиваться в рамках оси Тегеран-Минск-Москва-Пекин-Пхеньян, а не по самостоятельному треку», – считает эксперт.