Премьер-министр Беларуси Роман Головченко решил высказаться на тему беларусско-литовских отношений и объяснил логику введения запрета на ввоз отдельных товаров из Литвы. Запрет был введен вчера двумя постановлениями правительства. Комментарий распространила пресс-служба Совмина.
Глава беларусского правительства обвинил руководство Литвы в утрате «реальности восприятия событий». Головченко попытался объяснить логику принятых им вчерашних решений.
«Ну, давайте разберемся. Во-первых, как вы правильно сказали, речь идет о двух постановлениях правительства, которые вводят разные немного запреты. Первое из них касается непосредственно продукции, происходящей из Литвы. Это в основном продовольственная группа. Небольшая сумма — в год мы импортируем порядка пяти-шести, импортировали порядка пяти-шести млн долларов этой продукции. Я уверен, что абсолютно никак не скажется на нашей экономике, на потребительском рынке. Ну и самое главное, я хочу акцентировать внимание: те, кто не может обойтись без литовской шоколадки, он не пострадает. На физических лиц и на товары, которые ввозятся для личного пользования, действия этих ни одного, ни второго документа, о котором я расскажу позже, не распространяется», — объяснил он.
Второе постановление, по логике Головченко, должно привести к тому, что облегчится пересечение литовско-беларусской границы.
«Второе постановление, которое вводит ограничения на поставки промышленных партий товаров. Всего их в Беларусь было ввезено в прошлом году на сумму около 150 млн долларов. И общим весом порядка 60 000 тонн грузов. Но это не значит, что эти грузы не попадут к нам. Они просто пойдут по другому логистическому маршруту через Латвию, через Польшу. Я обращу ваше внимание на то, что запрет распространяется на их ввоз через беларусско-литовский участок границы. Но а с чем это связано, тоже понятно. Не мы первые совершили шаги, которые осложняют ситуацию на границе.
Вы прекрасно знаете, что из ранее действовавших шести пунктов пропуска на настоящий момент функционируют лишь два. И состояние у них достаточно сложное, потому что, ну, понятно, все сузилось в два таких бутылочного горлышка. И крайнее решение правительства Литвы о закрытии с 21 февраля двух из четырех оставшихся пунктов — это Котловка и Привалка — привело в том числе к тому, что огромные очереди. Это влияет и на людей, которые в личных целях ездят, и на коммерческих перевозчиков. До 1000-1200 большегрузных автомобилей там скапливаются. Представьте, какая обстановка. Поэтому, с одной стороны, какой будет эффект?
С одной стороны, это определенным образом облегчит давление на пункты пропуска, потому что существенные партии товаров просто уйдут оттуда, и будет легче пересекать границу с теми товарами, которые нам действительно нужны. Ну и второе, что, конечно, косвенно пострадает и литовский бизнес, потому что, не секрет, что многие литовские логистические, распределительные центры, они специализировались на, так скажем, аккумулировании больших товарных партий, логистические центры, распределительные центры. Это не литовские товары, это товары, которые поступают из разных стран. Но с учетом как бы логистической близости к нам было удобно там все это аккумулировать. Ну, классическая логистика, что называется. Поэтому, да, они потеряют эти потоки, они пойдут по другим маршрутам. Но еще раз повторяю, это абсолютно вынужденная мера, с которой мы были обязаны выступить, исходя из наших национальных интересов», — прокомментировал Головченко сложившуюся ситуацию.
Напомним, 1 марта Литва в ответ на миграционный кризис и непрекращающиеся провокации на границе закрыла пункты пропуска «Райгардас» и «Лаворишкес». На оставшихся работать переходах «Каменный Лог – Мядининкай» и «Бенякони – Шальчининкай» запретили пересекать границу пешком или на велосипедах. Граничащие с Беларусью Польша и Латвия в настоящее время имеют по одному действующему пограничному посту.