Премьер-министр Роман Головченко в ходе посещения «БелДжи» объяснил, какой электрокар будет считаться по-настоящему беларусским автомобилем. При этом, по его словам, выпуск машины при емкости рынка 3-5 тыс. единиц в год не будет рентабельным.
«Что касается беларусского электрокара, в первую очередь, что мы относим к понятию беларусский? Если сейчас мы говорим о том, что можно взять фактически серийный автомобиль, там, Х-50 или Х-70, и на его базе с наработками определенными, кузовом поставить туда опять-таки импортные элементы силовой электроники: управляющий комплекс, батарея, инвертор, тяговый двигатель.
Будет это беларусским автомобилем? Хотя назвать его можно, он будет выпущен здесь, и номинально это будет беларусский автомобиль, потому что выпущен в Беларуси с использованием нашего труда, определенных технологических операций. Поэтому это сделать можно, но не в этом задача», — сказал он.
Напомним, «БелДжи» сейчас работает над электромобилем на базе модели BelGee X50, которая является версией Geely Coolray с повышенной локализацией.
«Чтобы не обманывать ни себя, что называется, ни народ, именно поэтому поставлена очень серьезная задача технически по освоению производства наиболее емких элементов или систем электромобиля. Я их уже назвал. Это инвертор, это тяговый двигатель, и это, упрощенно назовем его, батарея. Наверх, ко всему этому есть еще программно-аппаратный комплекс, который управляет в целом всей электроникой и электрикой автомобиля.
К нему еще пока только подходим. Но если будут выведены на стадию серийного производства вот эти элементы и уже с каким-то другим, допустим, добавлением импортных, то, в принципе, тогда можно уже будет, не стесняясь, называть этот электромобиль отечественным.
И сейчас вот мы уже очень близко подошли к стадии предсерийных испытаний. Здесь вот элементы эти продемонстрированы, которые будут устанавливаться уже сейчас на пять серийных кузовов для того, чтобы пройти весь цикл. Поэтому я считаю, что за прошедший год прогресс достигнут достаточно большой и нашими учеными, и производственниками», — добавил он.
Премьер также решил отметить роль правительства во всей этой работе. По его мнению, именно правительство придало «нужное целеуказание». При этом перспективы масштабного производства все равно остаются туманными.
«Следующий вопрос — это экономическая эффективность уже производства в этих объемах. Потому что сложные очень здесь элементы используются в небольших количествах. Мы можем их, ну, условно говоря, вручную где-то изготовить, но для серийного производства этих элементов высокоточного класса, допустим, обработки шестерни, высокоточное литье, нужно будет опять говорить о реализации уже новых производственных, инвестиционных проектов по созданию мощностей для их серийного производства.
То есть это я об этом подробно рассказываю, чтобы показать вам, что это не очень простой процесс, завязано все вместе: и техника, и технологии, и финансы, и рынок в целом какое количество способен взять этих электромобилей. Потому что если рынок будет, условно говоря, там, 3 или 5 тыс., то, конечно, речь о серийном производстве… Будет просто нерентабельно. Но это уже следующий шаг. Сейчас главное доказать себе и нашим людям о том, что беларусские инженеры в целом способны создать отечественный электромобиль с основной всей начинкой собственной разработки и производства, не взятой от кого-то и перекрашенной под наш флаг», — заключил он.
Пока же Роман Головченко во время посещения завода прокатился на новом китайском электромобиле Geely Galaxy E8, который собираются продавать в Беларуси.