Глава Департамента миграции Литвы объяснила критерии отказа в ВНЖ

Глава Департамента миграции Литвы Индре Гаспере в интервью LRT рассказала, почему иностранцам отказывают в ВНЖ и сколько человек оспаривают решения Департамента в судах.

Гаспере подчеркнула, что главный критерий, по которому иностранцам отказывают в выдаче или продлении временного и постоянного видов на жительства, — это угроза государственной безопасности.

«Если человек, гражданин третьей страны, который хочет получить или продлить временный вид на жительство, представляет угрозу государственной безопасности, это является главным основанием для отказа или лишения ВНЖ. … Если есть угроза государственной безопасности, мы принимаем решение, опираясь на заключение Департамента государственной безопасности. Закон обязывает нас мотивировать свои решения, но ключевым элементом здесь является именно заключение этого департамента», — пояснила глава Департамента.

Среди других причин отказа в выдаче или продлении ВНЖ она назвала нарушения  миграционного законодательства или злоупотребление предоставленным статусом — например, если человек с литовским ВНЖ фактически не живет и не работает в Литве.

ВНЖ могут не выдать и из-за систематических административных правонарушениях: десятки ДТП, неуплата штрафов, уклонение от уплаты налогов.

«В подобных случаях Департамент миграции может запросить оценку не только у полиции, но и, в зависимости от ситуации, у других ведомств. Если совокупность обстоятельств указывает на риск или угрозу, может быть принято решение об аннулировании временного или постоянного вида на жительство.

Если речь идёт о серьёзных уголовных преступлениях, тогда мы уже обращаемся в Департамент государственной безопасности. Это может стать основанием как для отказа в продлении или выдаче ВНЖ или ПМЖ, так и для запрета на въезд в Литву», – рассказала Гаспере.

Решения Департамента можно оспорить в суде. Сейчас ведется около 220 судебных разбирательств, большинство из которых рассматривается в административных делах. По статистике, Депаратмент выигрывает 80% дел.

По словам Гаспере, значительная часть дел связана с трудовыми визами и с решениями, принятыми по соображениям государственной безопасности. Также пересматриваются дела людей, которые ранее работали в структурах спецслужб или связанных с ними предприятий, например, в Беларуси.

«В таких случаях может быть принято решение о непродлении ВНЖ, и именно по этим основаниям сейчас много дел находятся в судах», — отметила глава Департамента.

Департамент миграции собирается приложить усилия, чтобы рассматривать заявления на получение и продление ВНЖ в срок до 4 месяцев, как это положено по закону. Сейчас сроки растягиваются до 7-9 месяцев.

По словам Гаспере, процесс рассмотрения обычно затягивается в сложных случаях, когда выявляется новая информация, не указанная человеком в анкете.

«Написал, что работал в милиции, тогда как на самом деле служил в закрытом или секретном подразделении», — пояснила чиновница.

Департамент миграции учитывает рекомендации Департамента госбезопасности (ДГБ) о невыдаче иностранцу ВНЖ, но не знает критериев, по которым выдаются рекомендации. Итоговое решение о выдаче или невыдаче ВНЖ принимает Департамент миграции.

Гаспере рассказала о критерии риска — работа в военных и подобных структурах в прошлом и регулярные поездки в страну.

«Работа в определённой структуре или учреждении сама по себе не является единственным и автоматическим основанием для отказа. Например, если человек является беженцем и не может вернуться в страну происхождения из-за реальной угрозы тюремного заключения, он может получить защиту в Литве и будет защищён от режима.

Однако в случаях, когда человек работал в структурах МВД, армии или аналогичных ведомствах и при этом регулярно возвращается в страну происхождения, ДГБ проверяет, не сохранились ли у него связи с режимом. Оценивается совокупность факторов: текущие контакты, поездки, социальные и профессиональные связи», — рассказала глава Департамента.

Иностранец может вызвать вопросы, если 20 лет назад служил в армии, но продолжает регулярно ездить в страну происхождения где действуют недружественные режимы.

Гаспере уверяет, что каждый случай рассматривается индивидуально. Учитывается семейное положение иностранца, наличие детей и уровень интеграции в литовское общество. При этом в случае отказа Департамент не всегда может раскрыть мотивы своего решения, так как часть информации относится к государственной тайне.

«Фактически оценивается, где находится центр жизни человека: в Литве — с семьёй, друзьями и социальной средой — или же в стране происхождения, куда он постоянно возвращается и где сосредоточена его социальная жизнь. Все эти факторы учитываются, даже если заявитель их не видит или не осознаёт», — рассказала чиновница.

Гаспере объяснила, какой статус имеет ребенок, родившийся в Литве у родителей с временным ВНЖ. Он получает временный ВНЖ, но в дальнейшем наличие ребенка может стать дополнительным аргументом в пользу разрешения проживания для других членов семьи.

Глава Департамента затронула проблему просроченных паспортов беларусов. Если беларус не является политическим беженцем и регулярно ездит в Беларусь, то Литва не выдаст ему паспорт иностранца.

«Паспорт иностранца выдаётся только тем, кто действительно не имеет возможности ни вернуться в страну, ни получить национальный паспорт. Речь идёт о небольшой группе людей. Например, в 2024 году было выдано 216 паспортов иностранца, из них 155 — гражданам Беларуси, это из 50 тысяч беларусов, которые приезжают в Литву. По пока ещё по не подтверждённым данным, в 2025 году — около 300 паспортов, из них 249 — белорусам. На фоне десятков тысяч беларусов, проживающих в Литве, это небольшое число», — пояснила Гаспере.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!