Покупательский спрос в этом году снижается, несмотря на это в целом «Беллегпром» демонстрирует рентабельную работу, хотя и есть убыточные предприятия. Об этом на пресс-конференции в Национальном пресс-центре рассказала председатель концерна Татьяна Лугина. По ее словам, беларусскому легпрому не дают скучать интернет-площадки, которые поглощают умы покупателей.
«Наверное, один из таких довлеющих факторов, которые нас в тонус вводят, это абсолютную, скажем, долю завоевывают маркет-плейсы и интернет-торговля. Мы видим, как достаточно агрессивно выходит на рынок и поглощает наши умы и желание лайкать или там нажимать на заказы. Это Wildberries и «Озон», и никуда мы от этого не денемся, безусловно», — сказала она.
Лугина отметила, что наблюдается рост заинтересованности покупателей в региональных страновых, небольших брендах, которые выпускают уникальные коллекции. По ее словам, в концерне наблюдают всплеск интереса к таким маркам.
«В последние годы не может не радовать, что в системе статистической отчетности предприятия мелкого бизнеса, именно связанные с изготовлением одежды, они увеличиваются по статистике. То есть мы видим то, что молодые люди, девушки, да и парни зачастую, все смелее, смелее открывают свои небольшие, скажем, швейные мастерские, дизайн-студии, которые изготавливают вот такие дизайнерские смелые коллекции и выпускают их в мир, в население не только в Беларуси, но и в Российской Федерации», — сказала она.
По ее словам, молодежь следит за такими компаниями, в том числе через Instagram, а сама сеть является каналом продаж.
Лугина считает, что в Беларуси удалось сохранить свои крупные бренды.
«Тренд легкой промышленности Республики Беларусь ушел однозначно в сторону, скажем, развития и закрепления брендовых предприятий легкой промышленности, где есть торговая марка. Торговая марка должна быть узнаваемая, скажем, на рынке. И к радости нашей, есть часть торговых марок, которые знают на рынке далеко за пределами нашей страны», — сказала она.
Глава «Беллегпрома» назвала «Свитанак», «Камволь», «Элему», «Коминтерн» и др. По ее словам, эти бренды надо сохранить, в том числе сокращая объемы, но конкурируя за счет узнаваемости, уникальности, традиций. По ее словам, пошив массовых коллекций уже полностью отошел в страны Азии.
«Ведь это здорово, когда мы видим, что все-таки легкая промышленность у нас, не скажем, специализируется только на производстве унифицированных или ведомственных форм, как у некоторых наших коллег. И это, знаете, тренд такой печальный. Потому что, наблюдая в Российской Федерации, все-таки очень большое количество крупных предприятий не могут конкурировать в модном бизнесе, на рынке. И ну, хотим мы или не хотим, но рынок диктует то, что некоторые предприятия прекращают свое существование в нашей стране», — отметила она.
Вместе с тем, по ее мнению, «задел крепости» у беларусского легпрома есть.
Лугина отметила, что в целом по отрасли прибыль есть. Общая рентабельность реализации составляет около 8%.
«Но, конечно, есть и убыточные предприятия, как в любом бизнесе. Потому что этот год особо, скажем, такой сложный по продажам, по потребительской активности мы видим падение покупательского спроса. Ну, тут очень много факторов. На самом деле. Мы отмечаем падение покупательского спроса в онлайн-торговле, в офлайне спрос, может, и не упал», — добавила она.
По ее словам, каждое убыточное предприятие находится на особом контроле.
Зарплаты в отрасли составляют от 1300 до 2500 рублей для швей. Люди, занятые на специальностях со вредными условиями работы, получают от 1900 до 2800 рублей.