Германия: Распад коалиции, курс правее и «Taurus» в перспективе

После распада правящей коалиции Германию ждут досрочные парламентские выборы. Что привело к кризису, почему парламентская оппозиция хочет провести досрочные выборы как можно скорее, и какое правительство с большой долей вероятности ждет страну в ближайшем будущем?

Распад коалиции

Шестого ноября канцлер Олаф Шольц уволил министра финансов своего правительства, лидера Свободной демократической партии (СвДП) Кристиана Линднера. После этого в отставку подали еще два из трех министров — однопартийцев Линднера. Это и положило конец правящей коалиции, состоявшей из социал-демократов (СДПГ), «”Союза-90”/”Зеленых”» и либералов из СвДП.

Правящую в Германии коалицию, названную «светофорной» по цветам вошедших в нее партий, изначально трудно было считать устойчивой. Слишком много противоречий периодически возникало между составившими ее политическими силами. Зачастую левоцентристы из СДПГ, представители «”Союзa-90”/”Зеленых”» и правоцентристы СвДП придерживались противоположных взглядов на пути решения актуальных для страны задач. В первую очередь разногласия касались экономики. При этом представители СвДП неоднократно угрожали выйти из коалиции и провести новые выборы.

Большое влияние на процесс формирования коалиций в Германии оказал процесс фрагментации политического поля страны. Только за последние два десятилетия на нем проявили себя новые партии различного толка. В 2007 году возникла социалистическая «Левая партия», объединившая членов нескольких партий левого толка. В 2013 году на сцену вышла правопопулистская «Альтернатива для Германии» (АдГ), в 2023 году от «Левой партии» откололся леворадикальный «Союз Сары Вагенкнехт: за здравый смысл и справедливость». Отток части голосов избирателей к новым политическим силам привел к сокращению представительства в парламенте «традиционных» партий, таких, как СДПГ, блока Христианско-демократического союза (ХДС) и Христианско-социального союза в Баварии (ХСС), СвДП. И чем больше разновекторных политических сил с меньшим представительством получают кресла в Бундестаге по итогам выборов, тем труднее им выработать общие подходы и сформировать прочную коалицию.

Решающий же конфликт между партнерами по нынешней коалиции возник из-за разногласий в формировании бюджета на будущий год и в подходах по стимулированию стагнирующей экономики. СДПГ и «Зеленые» предлагали инвестировать в модернизацию инфраструктуры, в переход на «зеленую энергетику», поддерживать промышленность, используя при необходимости государственные заимствования. В свою очередь СвДП, выступающая за свободный рынок, была против новых заимствований, предлагая вместо этого снизить налоги, а финансирование необходимых стране инфраструктурных проектов обеспечить за счет сокращения социальных расходов. Переход же к углеродной нейтральности в условиях дефицита ресурсов и вовсе отложить на будущее.

Договориться не удалось — ни одна из сторон не была готова пойти на уступки, боясь растерять доверие своего электората. В итоге канцлер Олаф Шольц, представляющий СДПГ, решился на увольнение Кристиана Линднера, публично обвинив его в безответственности. Но после ухода либералов из СвДП коалиция прекратила существование и Германию ждут досрочные выборы.

Кризис, но не коллапс

Процедура назначения досрочных выборов в Германии многоступенчата. После распада коалиции Олаф Шольц продолжил возглавлять правительство, теперь уже меньшинства. По закону он теперь обязан инициировать в парламенте голосование о вотуме доверия своему правительству. В результатах этого голосования многие эксперты не сомневается, да сам канцлер тоже — большинство проголосует против. Но лишь после этого президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер получит право распустить парламент в течение 21 дня. Еще через 60 дней должны будут пройти внеочередные выборы.

Пока же правительство Шольца продолжает работать. Однако большинство в парламенте потеряно, поэтому для реализации любых решений канцлеру теперь необходима поддержка оппозиции. А с этим могут возникнуть проблемы.

Вчера, выступая в Бундестаге, Олаф Шольц заявил: «мы должны использовать оставшееся у нас время, чтобы сообща принять очень важные законы, которые не терпят отлагательства». В ответ представитель парламентской оппозиции, лидер ХДС/ХСС Фридрих Мерц сообщил, что его однопартийцы будут готовы поддержать некоторые из неотложных законопроектов только после голосования о вотуме доверия.

Но политический кризис уже дает о себе знать. На этой неделе должно было состояться заседание парламентского бюджетного комитета, которое в итоге отменили. А если бюджет на будущий год не будет принят, правительство сможет погасить уже взятые на себя долги и обязательства, включая выплату процентов по облигациям или зарплат государственным служащим, но не сможет брать новых. Председатель бюджетного комитета Бундестага Хельге Браун дал неутешительный прогноз, заявив, что бюджет на 2025 год будет готов не раньше середины года. Впрочем, такое в Германии случалось и прежде.

Как пишет Deutsche Welle, социал-демократы хотели бы успеть провести через бундестаг еще несколько правительственных законопроекта — о стабилизации пенсионной системы, о частичном изменении шкалы налогообложения, о повышении с нового года детских пособий родителям и о дотациях на единый для всей Германии проездной на общественный транспорт.

И все же, несмотря на кризис, правительство продолжает работать. Место уволенного Шольцем министра финансов Кристиана Линднера временно занял социал-демократ Йорг Кукис. Продуманные конституционные механизмы позволяют не допустить превращения кризиса в коллапс.

Изначально канцлер Шольц планировал поставить на голосование вопрос о вотуме доверия своему правительству только 15 января будущего года. Новые выборы в этом случае прошли бы в марте. Однако оппозиция и даже его прежние партнеры по коалиции в лице «зеленых» потребовали ускориться, поскольку страна не может позволить себе долгий период политической неопределенности. Под давлением Шольц вынужден был уступить. Голосование о вотуме доверия его правительству состоится 16 декабря.

Лидеры трех крупнейших политических партий — блока ХДС/ХСС, СДПГ и партии «Союз 90»/«зеленые» — уже согласовали дату внеочередных выборов, предложив провести их 26 февраля 2025 года. По сообщениям немецких СМИ, президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер назвал эту дату «реалистичной».

В ожидании новой коалиции

Конечно, за оставшиеся до выборов в Бундестаг несколько месяцев многое может измениться, однако сегодня соцопросы предрекают победу блоку ХДС/ХСС — отдать за него свои голоса готовы 33% опрошенных. На втором месте идет правопопулистская «Альтернатива для Германии» с 19%, на 4 процентных пункта опережая замыкающих тройку социал-демократов из СДПГ. На четвертом месте — «Зеленые» с 12%. Ну а лидера ХДС Фридриха Мерца называют наиболее вероятным будущим канцлером.

Этими цифрами, по мнению ряда экспертов, и обосновано требование христианских демократов провести выборы как можно скорее. А вот социал-демократы во главе с Шольцем заинтересованы их по возможности отсрочить, в надежде успеть вернуть себе в значительной степени утраченную поддержку избирателей.

Но получить необходимое для единоличного формирования правительства большинство блоку ХДС/ХСС вряд ли удастся. А значит, Германию ждет новая коалиция. Вариантов у консерваторов не так много. Как пишет Politico, они уже пообещали не формировать федеральную коалицию с праворадикальной АдГ, так что объединение с идущими третьими социал-демократами из СДПГ представляется одним из вероятных результатов. Но в зависимости от итогов выборов и от количества полученных в парламенте мест, может возникнуть необходимость в трехсторонней коалиции. В этом случае к ней могут примкнуть или «Зеленые», или же либералы из СвДП. Впрочем, у последних положение трудное – пока, судя по данным соцопросов, партия с трудом преодолевает пятипроцентный барьер и рискует вовсе не попасть в Бундестаг. Понятно, что чем разношерстнее окажется будущая коалиция, тем труднее ей будет и сформироваться, и работать в дальнейшем. Да и переговоры о ее формировании могут занять немало времени.

Зато по итогам выборов могут увеличить свое присутствие в парламенте АдГ и леворадикальный «Союз Сары Вагенкнехт» — ему соцопросы отдают 7% голосов. «Левая партия», как и либералы, рискует остаться за бортом, не набрав 5% — часть электората этой партии смогли привлечь на свою сторону Сара Вагенкнехт сотоварищи.

Что касается вероятного будущего канцлера Фридриха Мерца, то он стремится вернуть ХДС, сдвинувшийся во времена Ангелы Меркель ближе к центру политического спектра, назад к консервативным ценностям. Так, во времена Меркель проводилась либеральная миграционная политика, власти отказались от обязательного призыва на военную службу. Это привело к оттоку симпатий части наиболее консервативных избирателей ХДС к новой АдГ. Мерц же пообещал «принципиально иной курс, особенно в области миграционной, внешней и экономической политики, а также политики безопасности». Он призвал остановить рост нелегальной миграции и разворачивать мигрантов еще на границах, восстановить армейский призыв, пересмотреть отказ от атомной энергетики.

Мерц – убежденный сторонник укрепления НАТО и ЕС. После начала российско-украинской войны он однозначно занял сторону Украины, призвав немедленно начать поставки ей оружия. В мае 2022 года ездил в Киев, где встречался с президентом Владимиром Зеленским.

В интервью журналу Stern Мерц заявил, что в случае победы на выборах призовет Россию в течение суток прекратить боевые действия в Украине. И если Кремль откажется, то Германия может поставить Киеву дальнобойные ракеты «Taurus» и снять запрет на удары вглубь российской территории. «Если бомбардировки гражданского населения не прекратятся в течение 24 часов, ограничения по дальности существующего оружия будут сняты», — пояснил он. При этом потенциальный канцлер не исключил и возможности разговора с Путиным. «Если для этого есть причина и на это есть согласие между европейскими и трансатлантическими партнерами, то, конечно, да», — сказал Мерц.

Можно допустить, что часть сказанного — предвыборная риторика, призванная привлечь на свою сторону консервативных избирателей. В том числе и отобрав часть голосов у АдГ. Тем не менее, вряд ли Фридрих Мерц окажется «удобным» для Москвы канцлером. Да и для ее союзника – официального Минска тоже.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!