Зачистив собственное информационное поле, в Минске теперь примеряются к российскому. В Москве к младшему союзнику относятся совсем без уважения, поэтому «провокаторы» и «экстремисты» порой прорываются то в деловые издания, а то и вовсе на федеральный канал.
Сразу два беларусских чиновника почти синхронно выразили недовольство российскими СМИ. Советник беларусского посольства в РФ и депутат Палаты представителей Александр Шпаковский набросился на «Коммерсантъ» из-за опубликованного изданием материала о картах «Мир». А посол Беларуси в России Дмитрий Крутой написал гневное письмо гендиректору «Первого канала» Константину Эрнсту по случаю появления в эфире сюжета «с участием гражданки Республики Беларусь А.А. Агурбаш».
Негодование Шпаковского вызвал материал «Коммерсанта» «Замкнутый «Мир» о том, что «платежные системы дружественных стран отказываются от российских карт». Из-за этого «возможности использования карт «Мир» даже в странах ближнего зарубежья существенно сокращаются». Например, с 5 апреля оператор киргизской платежной системы «Элкарт» сообщил о прекращении обслуживания этих карт.
Среди прочего некий «источник издания на банковском рынке» пояснил, что у российской Национальной системы платежных карт (НСПК) есть договор и с нашей «Белкарт». И он «допускает», что беларусская платежная система в обозримом будущем тоже может разорвать отношения с НСПК, поскольку «беларусские банки до сих пор выпускают карты международных платежных систем, которые также активно лоббируют прекращение работы банков в странах СНГ с картами «Мир». Как видим, речь идет о гипотетической вероятности – источник не утверждал, что такое решение принято или даже обсуждается.
Шпаковский же утверждает, что эта публикация «Коммерсанта» «имеет все признаки классической информационной диверсии, направленной на подрыв доверия внутри Союзного государства Беларуси и России». И в издании она появилась совсем не случайно, а «в преддверии переговоров руководства Центробанка РФ и Нацбанка Республики Беларусь». Теперь из-за этой «провокации» «Коммерсанту» светит обращение посольства Беларуси «в органы государственной власти Российской Федерации». А, по личному мнению Шпаковского, отечественный Мининформ может принять «решения по блокировке ресурса «Коммерсант» в беларусском цифровом сегменте».
С певицей Анжеликой Агурбаш вышло еще забавнее. «Первый канал» не просто подложил Минску свинью, но и проделал это аккурат 2 апреля, в так называемый день единения народов Беларуси и России. Агурбаш появилась в утреннем эфире федерального телеканала в сюжете о детском музыкальном конкурсе «Золотая нота».
По этому поводу посол Беларуси в РФ Дмитрий Крутой направил письмо гендиректору «Первого канала» Константину Эрнсту. Документ стал достоянием SOTA. В письме дипломат сообщает, что «А. А. Агурбаш с августа 2020 года размещала в сети Интернет информацию, направленную на разжигание социальной вражды и розни в отношении сотрудников правоохранительных органов, государственных служащих, представителей власти, а также сведения, содержащие оскорбления Президента Республики Беларусь, соединенные с обвинениями его в совершении особо тяжких преступлений». А Генеральной прокуратурой Беларуси против нее возбуждены уголовные дела по статьям 130 и 368 Уголовного кодекса.
Появление Агурбаш в эфире российского федерального телеканала в такой праздник в Минске рассматривают как «спланированную провокацию, направленную на подрыв единства народов, усилий наших лидеров по обеспечению безопасности Союзного государства, совместного противодействия реабилитации нацизма и переписыванию истории».
Не больше, но и не меньше.
Полагаю, вряд ли организаторы детского музыкального конкурса «Золотая нота» вместе с редакторами «Первого канала» сознательно решили устроить Минску «бяку» в столь торжественный день. И уж тем более не делали это за деньги Госдепа. Все, очевидно, было гораздо проще – они попросту знать не знали всех перипетий отношений беларусского режима и певицы Агурбаш. Вот и записали сюжет с ней безо всякой задней мысли. Равно как и «Коммерсантъ» привык публиковать мнение своих источников без оглядки на обиды соседей. Ему это пока еще позволяется.
Но как раз это больше всего и злит официальный Минск и его пропагандистов. Они сами живут по принципу «мой враг – твой враг». И им очень обидно, что их враги в Москве оказываются «третьим сортом». Их даже по ТВ показывают. То есть относятся к младшему союзнику совсем без уважения. В России свои «экстремисты» и свои «черные списки». И они, очевидно, заботят российский режим гораздо больше, чем соседские.
Как раз поэтому в Минске и стремятся к объединению с россиянами списков «экстремистов» и «экстремистских» ресурсов. Чтобы не контролировать процесс в ручном режиме, а все «враги» наконец-то оказались в одном «санкционном пакете». Можно допустить, что после письма Крутого Эрнсту путь Агурбаш на «Первый» будет заказан. Но сколько в РФ телеканалов и разных интернет-ресурсов – каждому письмо не напишешь. Да и посылаются письма постфактум, а прецеденты нужно пресекать в зародыше. Еще бы на «Коммерсантъ» управу найти. Только вода камень точит. В одиночестве Шпаковский проблему вряд ли решит, однако можно познакомить российские медиа и с Ольгой Бондаревой.
Другой разговор, насколько горячий отклик инициативы Минска по превращению российских медиа в беларусские найдет в Москве. Там свободой слова тоже не пахнет, однако некоторым СМИ еще позволяются определенные вольности. Действует принцип «то, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку». И если пожелания блокировки по конкретным именам в Москве от Минска еще могут выслушать и принять к сведению, то в битве с тем же «Коммерсантом» возможен проигрыш. Это издание Кремлю нужно для собственных целей. И младшему союзнику тут лучше знать свое место. Может, в Минске это тоже понимают, поскольку за «Первый» взялся лично Крутой, а за «Коммерсантъ» всего лишь Шпаковский.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by