Сегодня по Минску прокатилась волна обысков. Следственный комитет Беларуси распространил заявление о возбуждении дела против членов Координационного совета демократических сил. Примечательно, что интерес к этой структуре у силовиков возник сразу после того, как были озвучены планы провести выборы в КС. Стоило лишь заговорить об альтернативе, как режим сразу же ринулся в атаку.
Обыски сегодня прошли у Павла Латушко и сотрудников Национального антикризисного управления, у экономиста и члена КС Сергея Чалого, по месту прописки главы Руху «За Свабоду» Юрия Губаревича и бывшего лидера «Молодого фронта» Артура Финькевича, у пресс-секретаря Светланы Тихановской Анны Красулиной. Очевидно, список будет пополняться — по словам представителя Следственного комитета Беларуси Сергея Кабаковича, в качестве подозреваемых по «делу Координационного совета» проходят более ста человек.
Представитель СК заявил, что им инкриминируется часть 1 статьи 357 Уголовного кодекса («Заговор с целью захвата государственной власти неконституционным путем») и часть 3 статьи 361-1 («Вхождение лица в состав экстремистского формирования в целях совершения преступлений экстремистской направленности»). По информации правозащитников, в сегодняшних постановлениях на проведение обысков фигурировало целых шесть статей УК. В том числе статья 356 — «Измена государству».
По версии Следственного комитета, один из участников Координационного совета «осознал незаконность своих действий», решил вернуться в Беларусь через комиссию по возвращению и, оказавшись в стране, предоставил силовикам расширенный список членов КС, в котором фигурируют, в том числе, и люди, прежде режиму неизвестные.
Возможно ли такое? Исключать такой вариант нельзя. В Координационном совете больше ста человек, и кто-то из них, теоретически, мог решиться на такой шаг. Другой разговор, что участие в работе КС изначально предполагает публичность. Поэтому рано или поздно силовики все равно узнали бы имена тех, кто участвует в деятельности этой структуры. В том числе и новых членов совета. А слитая им информация лишь ускорила этот процесс.
Но и попытку внести подобными заявлениями раскол в демократические силы, спровоцировать паранойю, тоже не стоит сбрасывать со счетов. В любом случае личность перебежчика, если таковой или таковая были на самом деле, в ближайшее время станет известна. Да и режим вряд ли устоит перед соблазном задействовать этого человека в своем очередном пропагандистском проекте.
Примечательно другое – время, когда беларусские силовые структуры начали преследование членов Координационного совета.
В октябре Светлана Тихановская поддержала идею выборов в Координационный совет. По ее мнению, «выборы в Координационный совет могут стать альтернативой выборам в псевдопарламент, которые проводит режим».
Были представлены семь концепций выборов авторства разных разработчиков. 31 октября и 1 ноября КС представил эти концепции общественности в видеоформате. А несколько дней назад руководитель рабочей группы Координационного совета Павел Потапов рассказал «Нашай Нiве», что выборы в КС могут состояться уже в начале марта. Процедура, по которой пройдет голосование, будет зависеть от того, какую концепцию формирования совета в итоге утвердят. Пока обсуждение вариантов еще продолжается. Но, по словам Потапова, скорее всего голосование будет проводиться онлайн с использованием платформы «Новая Беларусь». В КС надеются, что в выборах примут участие 100 тысяч человек. В том числе и те, кто сегодня живет в Беларуси.
Похоже, альтернатива и стала триггером, спровоцировавшим власти на новый виток репрессий. Аккурат после этого СК возбуждает дело против членов Координационного совета и проводит серию обысков. А ведь долгое время деятельность КС не особо занимала беларусские силовые структуры. Но стоило заговорить о выборах, как повышенный интерес с их стороны тут же возник. Связь прямая, да никто ее и не скрывает — в телеграм-каналах силовиков даже появились записи о «предварительном этапе подготовки к выборам» в КС.
Спикер Координационного совета Андрей Егоров сделал заявление в связи с массовыми обысками по делу КС. По его словам, «Лукашенко боится честных выборов, боится построения альтернативных институтов власти».
Тут сложно спорить – ведь страх и порождает репрессии. Судя по нервной реакции, режим действительно опасается альтернативной кампании. Да и создание демсилами параллельных государственных институтов оптимизма ему не добавляет.
Если в кампании по выборам в КС действительно смогут принять участие многие граждане Беларуси, а организаторы найдут возможность сделать процедуру голосования максимально безопасной, то эти выборы способны внести сумятицу в тщательно разработанную властями процедуру назначения депутатов парламента. Конечно, не сорвать ее. Но как минимум существенно подпортить режиму избирательное настроение. А как максимум – позволить демсилам сформировать альтернативный парламент, который, не дай Бог, еще и будет признан на международном уровне.
Так что нет ничего удивительного в том, что в ответ на инициативы КС власти завели против его членов уголовное дело. Это акция запугивания, направленная на членов совета, на их близких и на всех беларусов. Это попытка режима сорвать не столько выборные инициативы КС, сколько участие в этих выборах потенциальных кандидатов и желающих отдать за них свой голос. Уголовным делом режим демонстрирует, что будет расценивать это как тяжкое преступление.
Однако акцией устрашения режим, сам того не желая, и повышает статус намеченных выборов в КС. Своим вниманием он демонстрирует их значимость и рекламирует этот процесс как акцию, которая таит в себе угрозу для него. И кто знает – не добьется ли он этим противоположного результата. И беларусы с его помощью не только узнают о предстоящей кампании, но и захотят в пику отдать голоса за альтернативных кандидатов. Особенно, если выбранная процедура голосования будет гарантировать им безопасность.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by