Китайский лидер впервые за пять лет приехал в Европу. О том, что это значит, Reform.news поговорил с исполнительным директором iSANS Владом Кобецем.
«Визит китайского председателя при всём желании нельзя назвать шагом, направленным на деэскалацию. Он отправился не в Брюссель, а в Париж, демонстрируя, что не считает ЕС единым партнёром, а планирует говорить с лидерами отдельных европейских стран. К тому же, Пекин нервируют заявления Эмманюэля Макрона о возможности отправки французских военных в Украину и его энергичные попытки стать лидером в сфере европейской безопасности.
Французский президент очень мотивирован, и ему нечего терять. У него остаётся два года второго президентского срока, после которых он не сможет больше избираться, но он хочет оставить более безопасную Европу в качестве политического наследня. Китаю это не нужно, ему нужен не победитель, а прекращение горячей фазы войны и доступ к украинским портам – не важно, будут ли они находиться на оккупированной территории», – говорит эксперт.
При этом эксперт отмечает, что влияние Китая на возможные мирные переговоры России и Украины ограничены, но он продолжит политику разделения европейских стран.
«Для Украины – это экзистенциальная война, и трудно представить, чтобы она пошла на уступки, отказываясь от борьбы за выживание. Путин также не намерен отказываться от своих планов уничтожения Украины и перекройки Европы. Си Цзиньпину это может не нравиться, поэтому он будет говорить дежурные слова о мире, но позволить своему союзнику потерпеть стратегическое поражение он тоже не может, поэтому китайские поставки боеприпасов и компонентов для производства вооружений сохранятся и будут усиливаться.
В Европе же он будет работать над усилением позиций главных друзей России – Сербии и Венгрии. Прямые китайские инвестиции в эти две страны уже превысили USD 15 миллиардов, и они продолжат расти.
В китайской дипломатии очень высокое внимание к символизму, поэтому приезд Си Цзиньпина к главному enfant terrible Европейского союза Виктору Орбану, а также то, что визит в Белград приурочен к 25-й годовщине гибели китайских дипломатов в результате ошибочного удара НАТО – чёткий сигнал самым разным европейским акторам о том, что любое поведение, направленное на выстраивание автономии от США и ЕС будет поощряться», – говорит он.
Эксперт не считает, что китайская сторона будет способствовать появлению беларусской стороны на возможных мирных переговорах по Украине.
«Китай воспринимает Беларусь как придаток к России и младшего соагрессора, который уже предоставил свою территорию для нападения на Украину и задействовал весь свой ВПК для обслуживания российской армии, а силовиков – для создания напряжения на границе с ЕС.
Лукашенко, создавая эти проблемы, пытался вернуть себе легитимность, вклинившись хоть в какие-нибудь переговоры, но игра на повышение рисков имеет свой потолок, в который он уже почти упёрся. Ни в Пекине, ни в одной из стран Запада никто не понимает, зачем Лукашенко нужен на таких переговорах. Беларусь утратила также потенциал стать площадкой для любых переговоров по Украине», – сказал Влад Кобец.