Центр Беларусской Солидарности: «В демократическом мире не все ограничивается государством, посольством или должностным лицом»

За три с половиной года своего существования Центр Беларусской Солидарности (ЦБС) предоставил более 50 тысяч бесплатных юридических консультаций. Благодаря работе Центра беларусы начали получать гуманитарные визы и ВНЖ, а дети беженцев из Беларуси и Украины могут сохранять связь с культурой своих стран. Reform.news пообщался с командой ЦБС про польский проездной документ для беларусов, посттравматическое стрессовое расстройство и беларусскую солидарность.

Центр Беларусской Солидарности был основан в 2020 году. Спустя почти четыре года ЦБС превратился в многопрофильную организацию поддержки вынужденных мигрантов. ЦБС предоставляет правовые консультации, ведет школу для беларусских и украинских детей, оказывает помощь активистам и журналистам, реализует культурные проекты. 

«К нам до сих пор обращаются беларусы из разных уголков мира»

Руководительница отдела правовой помощи ЦБС Ольга Добровольская вспоминает первые дни работы:  

— Меня пригласили в Центр Беларусской Солидарности как юристку, специализирующуюся в сфере миграционного права. В то время ещё не существовало ни организации, ни юридического лица. Была только инициатива беларусов, которые хотели помочь людям, столкнувшимся с насилием и пытками.

Ольга занималась консультациями после основной работы. В сентябре 2020 года в Польше действовали ковидные ограничения и карантин. Несмотря на это, юристы коммуницировали с клиентами непосредственно, иначе было нельзя, рассказывает Ольга.

— Люди выезжали из Беларуси. Только что вышли с Окрестина. Они были травмированы и просто приходили в то место, которое находили в интернете, в инстаграме, узнавали, что есть такой «Центр солидарности».

Ольга Добровольская и Антось Жуков. Фото: Алиса Гончар

Ольга признаётся, что уже не помнит всех людей, которым предоставила консультацию. В то время она очень много и тяжело работала.

— Я вспоминаю это время с Алесей Пожиток, юристкой, которая открывала ЦБС ровно в 10 утра и пускала людей. А потом приходила я после своей основной работы. И мы вместе с ней оставались до 11 часов ночи, потому что мы просто не успевали проконсультировать всех людей, обработать документы. Так мы работали много месяцев. 

Правовой отдел был первым контактом ЦБС с прибывшими беларусами. Ольга Добровольская говорит, что помощь не ограничивалась консультацией — иногда люди были просто голодны и истощены.

— Они были травмированы и физически, и психологически. Многим нужно было как можно скорее оказать медицинскую помощь. Психологическую. Просто побыть рядом, выслушать. Бывали ситуации, когда мы угощали клиентов продуктами, которые принесли из дома. Я хорошо помню ситуацию, когда ко мне на консультацию пришёл Андрей Остапович, и одна из наших коллег отдала последний кусочек сыра, чтобы сделать ему бутерброд.

В тот период, продолжает Ольга, представители ЦБС брали у человека доверенность и проходили все процедуры вместе: получали номер PESEL, открывали счет в банке, ходили в пограничную службу и проходили допрос по процедуре предоставления международной защиты.

— Время до октября пролетело как во сне, и нас довольно сильно травмировало и количество, и неорганизованность. То есть не было никакой системы, отдыха, организованного управления, ни психолога, ничего. Мы просто впитывали в себя все эти истории. И в какой-то момент стало очень тяжело.

Ольга Добровольская рассказывает, что на фоне пережитого стресса у неё возникли проблемы со здоровьем и концентрацией внимания.

— Раньше я старалась отвечать на все вопросы, которые ко мне поступали, в любое время. В самый острый период ко мне лично поступало по 80 обращений. Теперь я понимаю, что невозможно так работать без ущерба для себя. Поэтому я отказалась от консультаций и сейчас не работаю с тяжелыми случаями (физическое насилие, пытки). Я понимаю, что забота о своем здоровье и профессиональной эффективности должна стать для меня приоритетом, и я делаю все возможное, чтобы достичь этого баланса. Меня очень поддерживает моя команда. В отделе правовой помощи очень хорошие приятельские отношения. Мы стараемся поддерживать друг друга.

Фото: Алиса Гончар

Ольга считает, что ЦБС успешно выполнил свою миссию. 

— Каждый месяц мы оказываем минимум 1200 специализированных консультаций. И так мы работаем на протяжении трех с половиной лет. К нам до сих пор обращаются беларусы из разных уголков мира: Кипра, Грузии, Финляндии и других стран. Количество обращений — не меньше 50 в день.

Отдел правовой помощи ЦБС специализируется на польском законодательстве, но беларусам из других стран просто некуда обратиться, объясняет Ольга. Официальные дипломатические представительства не оказывают правовую помощь. Пресс-секретарь ЦБС Антось Жуков считает, что официальные власти оставили беларусов фактически без какой-либо поддержки за границей.

— Ещё государство в догонку создаёт дополнительные трудности в виде проблем с паспортами и так далее, и так далее. Ничего не решается. И люди идут туда, где им могут помочь. Хотя бы в таком ограниченном формате, потому что, естественно, мы не всемогущие, и все вопросы закрыть не получится. 

Фото: Алиса Гончар

«Беларусы из других стран уже начинают переезжать в Польшу, потому что там есть свои проблемы»

ЦБС участвует в деятельности рабочей группы при МВД Польши, благодаря чему появилась возможность получать гуманитарные визы и ВНЖ, рассказывает Ольга.

— Изначально речь шла про возможность в принципе получать гуманитарные визы. В последующем — иметь возможность трудоустройства на основании этих виз. Ещё 2020 году совместно с Ассоциацией правового вмешательства (Stowarzyszenie interwencji prawnej) мы готовили специальные рекомендации. Тогда мы создали первый учебник по международной защите на беларуcском языке. Я очень рада, что благодаря этой работе более 15 тысяч беларусов, воспользовавшись новыми инструментами, получили вид на жительство на основании гуманитарной визы.

Ольга объясняет, что для эффективной адвокации необходимы систематичность и кропотливость.

— Мы уделяем особое внимание подготовке официальных обращений и просьб: проводим анализ законодательства и собираем практические случаи из нашей юридической практики. Этот этап работы является ключевым, так как чиновники всегда предпочитают короткие и конкретные запросы.

Когда человек обращается за консультацией, то ему стараются помочь комплексно. Если дело вне компетенций ЦБС, то его направляют к другим польским юристам, говорит Ольга.

— Мы подписали с Окружной палатой юрисконсультов договоренность о передаче некоторых дел в про-боно (прим. бесплатная юридическая помощь). До 2022 года они брали практически все дела, которые мы направляли. 

Фото: Алиса Гончар

Отдел правовой помощи консультирует беларусских гражданских и политических активистов по вопросам миграционного права: пересечения границ, получения виз, легализации, получения международной защиты и заключения брака. Ольга Добровольская рассказывает, что юристы иногда самостоятельно выбирают дело из других областей права. 

— В ЦБС работают профессиональные юристы, адвокаты, юрисконсульты с польским образованием. Мы предоставляем консультации и помогаем составить процессуальные документы: обжалования, жалобы в суд. Имеем возможность присоединиться к судебному делу как правозащитная организация, представляя общественный интерес.

По словам руководителя фонда Владимира Кобеца, в планах ЦБС предоставлять аналогичные правовые услуги для всех граждан постсоветских стран, которые вынужденно оказались в ЕС из-за угроз репрессий.

— Гэта абмяркоўваецца, хоць ЦБС і раней ніколі не адмаўляў такім людзям у дапамозе. Наша галоўная мэта застаецца нязменнай — прававая дапамога беларусам і ўкраінцам, якія апынуліся ў Польшчы з-за рэпрэсій, пагрозы арышту ў Беларусі ці з-за расійскай агрэсіі супраць Украіны.

В 2020 году в ЦБС работало около 100 волонтёров, и количество обращений составляло около 250 в неделю. Всего ЦБС предоставил более 50 тысяч консультаций, и эти цифры расстраивают Ольгу:

— Это показатель того, что происходит в Беларуси. Репрессии не останавливаются. Многие беларусы сталкиваются с преследованиями, нарушениями их прав, и вынуждены покидать родную страну.

Фото: Алиса Гончар

Антось Жуков также считает, что ситуация не становится лучше.

— Люди постоянно приезжают. Мы видим, что беларусы из других стран уже начинают переезжать в Польшу, потому что там есть свои проблемы. Политзаключенные выходят из тюрьмы, отсидев полностью свой срок.

Ольга Добровольская рассказывает о тяжелом прошлом своих клиентов, которые подвергались пыткам, насилию, совершали попытки суицида, находясь в карцере, и сейчас пытаются адаптироваться к новой жизни.

— На консультациях мы с клиентами очень сближаемся, и они делятся: «Для меня время остановилось. Меня посадили в 2020 году, и я не понимаю, как я оказалась в 2024-м». Я их понимаю. И для меня время остановилось в 2020 году. Конечно, работать с бывшими политзаключенными морально тяжело. Очень сильная эмоциональная нагрузка. Их жизнь точно не будет прежней. Мне кажется, что мы недооцениваем, насколько сильно травмированы эти люди и через какие испытания они прошли.

«Мы уже фиксируем случаи, когда детям в рубрику гражданство вписывают XXХ» 

В Польше легализоваться сравнительно проще, чем в других странах, говорит Ольга. По её словам, в случае с международной защитой абсолютное большинство репрессированных беларусов получают позитивные решения. Однако есть и проблемы — беларусам чаще предоставляют дополнительную защиту, а не статус беженца, из-за чего могут возникать разные юридические сложности.

— Дополнительная защита не дает возможности полноценно пользоваться судебной системой в Польше. Например, в делах об опеке компетентным судом по-прежнему остаётся беларусский суд. При замене водительских прав и при получении пенсии польские чиновники информируют беларусское посольство. Такие случаи мы сейчас часто фиксируем.

По мнению Ольги, также остаётся нерешенным вопрос проездного документа.

— В 2023 году мы достигли договорённости о том, что польский проездной документ будет продлён с одного года до трёх лет. Этот документ станет биометрическим. И будет официально подтверждать личность иностранца. Однако после выборов работа не была продолжена. 

Фото: Алиса Гончар

До 2020 года польский проездной документ не был так популярен. Только после массовых репрессий беларусы стали достаточно часто получать дополнительную защиту, объясняет Ольга.

— Ранее польский проездной документ в год выдавали в количестве 100 штук для всех иностранцев по всей Польше. На данный момент беларусам уже заказано более 5 тысяч таких документов, и этого количества недостаточно. Поэтому заявления на получение документов сейчас не принимают, пока беларусский паспорт ещё действителен: просто нет компонентов, чтобы печатать новые документы.

В польском проездном документе нуждаются и беларусы с видами на жительство, которые не могут получить паспорт в дипломатических представительствах или в родной стране. Ольга приводит случай в Финляндии, где новорожденному ребенку выдали свидетельство о рождении, но родители не могут обратиться в посольство за документом и, соответственно, не могут пересекать границы. 

— Если страна не предоставит им защиту или вид на жительство, то родители не смогут получить документы для ребёнка. И так во многих странах. Например, Швеция практически не выдаёт международную защиту беларусам. Шведскими властями было принято такое политическое решение. Мы неоднократно эвакуировали из Швеции в Польшу беларусских активистов, которые уже находились там на грани депортации.

Проблема просроченных паспортов и получения проездного документа стоит очень остро, отмечает Ольга. Это влияет и на новорожденных детей, так как в таком случае невозможно подтвердить их гражданство.

— Мы уже фиксируем случаи, когда детям в рубрику гражданство вписывают XXХ.

Этот вопрос Ольга детально обсуждала с представителями Министерства внутренних дел в декабре. Работа над упрощением легализации беларусских детей в Польше продолжается.

— Польский проездной документ пока выдают на один год. Хотя в некоторых воеводствах сама процедура по его получению длится 6 месяцев. Во время приезда Светланы Тихановской в Польшу мы обсуждали с новым вице-министром МВД Мацеем Душчиком этот вопрос. Он поддержал нашу идею о продлении документа до 3 лет, однако готового решения сейчас нет.

Фото: Алиса Гончар

«Ни одна школа не сможет привить любовь к беларусскому языку и культуре, если родители в семье не работают над этим»

Помимо юридического отдела в Центре Беларусской Солидарности работает Школа дополнительного образования. Ей руководит Хелена Недьвецка. В школе проводятся занятия беларусского, польского, английского языков, уроки рисования, математики, шахматы, театральные занятия, уроки игры на гитаре, арт-терапия, клуб настольных игр и другое. Хелена рассказывает:

— В школе работает 12 преподавателей. Для некоторых это просто прекрасная возможность заниматься любимым делом в чужой стране. Например, уроки игры на гитаре проводит участник группы NIZKIZ.

На сегодняшний день школу посещает около 250 детей. Хелена отмечает, что 50 из них приехали из Украины. 

— В конце 2023 года в школе было более 300 детей, а занятия проходили не только в Варшаве, но и в Лодзи, и в Познани. К сожалению, сейчас финансирование сократилось, потому стало меньше детей. 

Занятия проводятся для детей от 5 до 16 лет и проходят в будние дни, по вечерам и в субботу. Хелена подчёркивает, что все занятия абсолютно бесплатные.

— Так было решено в момент открытия школы, а это было 1 апреля 2021 года, так и продолжается. Это самая большая бесплатная образовательная площадка для детей из Беларуси в Польше. 

В Школе дополнительного образования ЦБС открыты три возрастные группы по беларусскому языку. Таким образом организаторы хотят сохранять идентичность учеников. 

— В нашей школе мы помогаем быстрее адаптироваться к новой стране, но при этом стараемся приложить усилия, чтобы дети не потеряли свою национальную идентичность. Недавно начал работу детский буккроссинг, где дети могут взять почитать детскую литературу на беларусском языке. Но ни одна школа не сможет привить любовь к беларусскому языку и культуре, если родители в семье не работают над этим.

Фото: Алиса Гончар

Руководитель фонда ЦБС Владимир Кобец рассказывает, что интерес к проекту растёт — школу просят открыть и в других городах Польши.

— Але школа — гэта тое, на што цяжэй за ўсё знайсці грошы. Ніколі з Беларусі і Украіны не выязджала столькі сем’яў, і дзеткі неяк выпалі з фокусу. Раней выязджаў ці бацька, ці маці, а дзеці заставаліся з рэштай сям’і ў краіне з надзеяй на паляпшэнне сітуацыі і ўз’яднанне сям’і на Радзіме. 

Сегодня всё иначе, продолжает Владимир:

— Сотні тысяч беларусаў выехалі з-за тэрору. І вось мы маем за мяжой дзясяткі тысяч дзетак, чые лёсы беззваротна змяніліся. Дзеці патрабуюць асяроддзя, дзе могуць быць разам з аднагодкамі, дзе можна атрымаць дадатковыя гадзіны на вывучэнне моваў — польскай, ангельскай, беларускай і ўкраінскай, шмат якіх іншых заняткаў.

«У дэмакратычным свеце не ўсё замыкаецца на дзяржаве, амбасадзе, чыноўніку»

Помимо школы существуют и другие дополнительные проекты, рассказывает Антось Жуков. Работает инфолиния для поддержки НГО, где могут проконсультировать, например, по вопросам открытия фонда и своей организации.

— Мы не только консультируем беларусов, но и поддерживаем другие инициативы, чтобы они тоже могли помогать беларусам. Таким образом расширяется пространство для беларусских НГО. Из страны выехало много инициативных людей, для которых важно помогать беларусам и украинцам.

Фото: Алиса Гончар

По словам пресс-секретаря организации, ЦБС также помогает развитию и сохранению беларусской культуры в эмиграции.

— Мы видим, как в Беларуси уничтожаются независимые книжные издательства, люди переезжают, поэтому мы им помогаем. Недавно открылся книжный магазин, где можно заказать себе книги беларусских издателей. Мы также являемся соорганизаторами беларусского стенда на книжных выставках в Польше. Мы пригласили Альгерда Бахаревича на Международную книжную выставку в варшавском Королевском Замке.

ЦБС участвовал в проекте по переводу польской классики на беларусский язык:
Адама Мицкевича, Виславы Шимборской и других. Антось добавляет, что книги бесплатно распространяются по беларусским пространствам и библиотекам.

— Было много совместных проектов со Свободным театром. Какое-то время репетировали в нашем зале. В спектакле играли подростки из Беларуси и Украины, представление было в Музее Вольной Беларуси. ЦБС предоставлял свою студию записи для Лявона Вольского, Сергея Чалого, журналистов “Белсата” и Reform.news.

Центр Беларусской Солидарности будет сохранять свою специализацию и в будущем, до нормализации ситуации с правами человека в Беларуси, считает Владимир Кобец.

— Такія дасведчаныя структуры як Цэнтр Беларускай Салідарнасці адыграюць важную ролю, бо ў дэмакратычным свеце не ўсё замыкаецца на дзяржаве, амбасадзе, чыноўніку.

По мнению Владимира, Новая Беларусь будет быстро интегрироваться в европейские и евроатлантические структуры, а Польша будет лидером среди политических спонсоров этого процесса.

—  Пасля чаго, я веру, што Цэнтр выкарыстае свой каласальны і ўнікальны досвед камунікацый і ўзаемадзеяння з польскімі дзяржаўнымі, муніцыпальнымі і пазаўрадавымі партнёрамі. То-бок, стане беларускім асяродкам у Варшаве, які будзе садзейнічаць пашырэнню стасункаў паміж палякамі і беларусамі. 

Фото: Алиса Гончар

На вопрос, что такое Беларусская Солидарность, Антось Жуков отвечает:

— Беларусы не менее и не более солидарные, чем все остальные народы. Любую страну авторитарный режим может довести до атомизации, раздробленности, нелюбви к соседям. Все авторитарные режимы построены на этом. Беларусы в этом плане не уникальны. Однако я смотрю в будущее с оптимизмом. Если когда-то авторитаризм смогли победить такие близкие нам поляки, то, в конце концов, сможем и мы.

Ольга Добровольская считает, что беларусам не чужда взаимоподдержка: 

— Во время работы в ЦБС я встречала много замечательных и открытых беларусов. Я видела проявление поддержки, взаимопомощи и сострадания. Это и организация медицинской помощи, и предоставление временного жилья, и оказание юридических консультаций. Но также и проявление доверия между людьми, когда они готовы отдать все силы и ресурсы, чтобы поддержать друг друга. Как говорит моя коллега: «Если человек выходит с моей консультации с улыбкой и надеждой, значит, я хорошо поработала».

Владимир Кобец считает, что Беларусская Солидарность строится на сопереживании, сочувствии и не ждёт благодарности в ответ:

— Беларуская салідарнасць — гэта пачуццё суадказнасці перад чужой патрэбай ці бядой, аказанне дапамогі і падтрымкі, прыняцце боку тых, з кім хочацца праявіць салідарнасць. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.