Бывший зампред Мингорисполкома Доморацкий приговорен к 12 годам усиленного режима

В пятницу, 5 июля, суд Центрального района Минска вынес приговор бывшему заместителю председателя Минского горисполкома и начальнику Главного управления потребительского рынка горисполкома Андрею Доморацкому, сообщает пресс-служба суда.

Процесс над чиновником продолжался с середины апреля. Вину он не признал не по одному из обвинений.

Доморацкому были предъявлены обвинения по ч.3 ст.430 УК в получении взятки в размере 2,5 тысяч долларов от бизнесмена за решение вопроса о размещении летнего кафе «Golden Coffee» на улице Кирова, по ч.1 ст.210 УК в незаконном получении премии в размере около 1 тысячи долларов (1 970 рублей) за выполнение показателей работы ГУПР, которые он якобы искусственно завысил, а также по ч.2 ст.424 УК в злоупотреблении служебными полномочиями и нанесении вреда интересам государства.

По последнему пункту Доморацкий обвинялся в неправильных распоряжениях касательно распределения средств от аренды площадей в торговом центре «Столица», который принадлежит Мингорисполкому и находится в управлении ГУПР. Изначально здесь ему вменялся нанесенный городу ущерб в 3 млн рублей, но в ходе суда прокурор отказался от этого обвинения (репортажи из зала суда вели журналисты TUT.by). В целом прокурор требовал для подсудимого 13 лет лишения свободы.

Доморацкий признан виновным по всем пунктам обвинения. Суд назначил ему наказание в виде 12 лет лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества и лишением права занимать управленческие и хозяйственные должности на 5 лет, а также со штрафом в доход государства в размере 3 000 базовых величин (76 500 рублей).

Приговор пока не вступил в силу. Андрей Доморацкий намерен его обжаловать.

Чиновник работал зампредом Мингорисполкома, а в 2017 году, когда должность сократили, стал главой ГУПР Мингорисполкома. Предыдущий глава ГУПР Сергей Барисевич тогда был задержан и обвинен в коррупции — в организации масштабных поборов со школьных столовых и торговых предприятий города и взятках на сумму более 170 тыс. долларов. Барисевич в суде заявил, что к этому его вынудил тогдашний начальник — Доморацкий, и именно он являлся организатором всей схемы. То же в конце 2018 года заявил глава КГБ Вакульчик на совещении у Лукашенко — он прямо обвинил Доморацкого в организации коррупционных преступлений. Однако в деле самого Доморацкого, как выяснилось потом на суде, не было никаких материалов, свидетельствующих об этом, и такого обвинения ему не предъявляли. То есть с деятельностью Барисевича, которому, кстати, присудили 14 лет колонии, Доморацкий никак не был связан.

Самого Андрея Доморацкого задержали в мае 2018 года. Изначально его обвиняли только по двум статьям — за незаконное получение премии (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями) и нанесение ущерба госинтересам путем злоупотребления полномочиями. Обвинение во взятках, полученных в 2015-2016 годах, возникло, когда он уже полгода находился в СИЗО КГБ.

Премию в размере 1970 рублей чиновник получил по итогам 2017 года за выполнение показателей. Назначение премии согласовал тогдашний глава Мингорисполкома Андрей Шорец. Впоследствии оказалось, что показатели были искусственно завышены. Но еще до следствия и за два месяца до задержания, в начале 2018 года, Доморацкий сам выявил расхождение в цифрах и после этого вернул выданную премию бухгалтеру, это подтверждается документами.

Второе обвинение основано на том, что Доморацкий как глава ГУПР с 2017 года отдавал якобы незаконные распоряжения. ГУПР управляет торговым центром «Столица», принадлежащим горисполкому. Более 10 лет ГУПР выплачивает кредит за строительство ТЦ за счет средств от оплаты сдаваемых в аренду площадей. 25% от денег с аренды ГУПР должен перечислять в Мингорисполком, но может этого не делать, если выполняются все прогнозные показатели. Именно так и поступал Доморацкий, направляя средства на оплату кредита, потому что 75% получаемых средств не хватило бы на все платежи. Если бы у ГУПРа образовались долги по кредиту, их вынужден был бы платить гарант по кредиту — Мингорисполком — из городского бюджета. Однако Госконтроль увидел состав преступления в том, что ГУПР не перечислял эти 25% городу, и обвинил Доморацкого в том, что он искусственно завысил выполненные показатели, чтобы иметь право не перечислять деньги, и таким образом эти 25% «необоснованно сэкономил».

На этом основании Доморацкому было предъявлено обвинение в нанесении государству ущерба на 3 млн рублей, хотя никем не были присвоены, а платежи по кедиту в срок ущерба городу никак не наносили. На одном из последних судебных заседаний прокурор снял обвинение в ущербе на 3 млн рублей, однако само обвинение в нанесении «существенного среда» госинтересам осталось. Отдельно по нему, кстати, судья вынес приговор в виде 5 лет лишения свободы и штрафа  в 76 500 рублей (он вошел в окончательный приговор).

Спустя более чем полгода заключения Доморацкому также было предъявлено обвинение в двух взятках на общую сумму в 2,5 тыс. долларов, полученных в 2015-2016 годах. Он якобы получил их от бизнесмена Дмитрия Володько за благоприятное решение вопроса о размещении на улице Кирова летней площадки кафе «Golden Coffee» на постоянной основе. Сам Володько написал явку с повинной о даче взятки Доморацкому в конце июля 2018 года, когда его вызвали на беседу в КГБ по делу Сергея Барисевича. Написать явку, по его словам, он решил, когда из СМИ узнал о задержании Доморацкого. Благодаря этому Володько стал не обвиняемым в даче взятки, а свидетелем по делу.

Володько — владелец ООО «Салгар», ранее был директором универсама «Брест». Он заявил, что в 2015 году его знакомый и сосед Василий Садовский обратился к нему за помощью в решении вопроса с кафе. Садовский — коммерческий директор фирмы «Инвастрой», которая владеет помещением на Кирова,2 и сдает его в аренду компании «Фудстайл», директором которой Садовский является, под кафе. В 2014 году там была открыта летняя площадка, и затем собственники «Фудстайла» попросили Садовского легализовать ее как всесезонную, чтобы получать больше прибыли. Володько заявил, что Садовский, якобы зная, что Володько знаком с Доморацким, попросил его поговорить с последним и решить вопрос, а также якобы дал ему 1,5 тыс. долларов для передачи Доморацкому. Володько бескорыстно пообещал помочь соседу и, по его заявлению, отдал деньги Доморацкому в своей машине. Правда, на суде он не смог вспомнить никаких обстоятельств — времени, места, о чем говорили, как реагировал Доморацкий, в чем были деньги и т.д.

После этого Садовский получил ответ из Мингорисполкома, что там не против кафе, но владельцы должны согласовать его с Минкультом, управлением архитектуры, жителями дома и т.д. Такой ответ Садовского якобы не устроил, и он, по заявлению Володько, снова обратился к нему за помощью, просил поговорить с Доморацким. Володько сказал, что чиновник сам приехал к нему в офис (причину назвать затруднился, сказал, что не раз обращался к Доморацкому по поводу пристройки к офису, хотя до этого говорил, что не имел с чиновником никаких дел, кроме вопроса Садовского). Там в ходе беседы Володько решил дать Доморацкому еще 1 тыс. долларов — вечером, по его словам, Садовский вернул ему деньги. Про этот случай Володько тоже ничего не помнит — даже где передавал деньги, в офисе или на улице.

Сам Садовский в ходе следствия дал показания, что просил соседа передать Доморацкому взятки. Однако на суде он отказался от этих слов и заявил, что на него сильно давили следователи и вынуждали сознаться, обещали в таком случае выпустить из СИЗО, где ему очень не хотелось оставаться. Его действительно выпустили через 12 часов после задержания. На суде Садовский рассказал, что он просил Володько помочь с кафе, и заплатил ему за это 2,5 тыс. долларов как юрлицу за согласование объекта и оформление документов, но никогда не просил его давать взятки.

Вопрос с кафе так и не был решен положительно. В конце сезона по решению суда его демонтировали и отправили на свалку.

Обвинение Доморацкого в получении взятки основывается только на показаниях свидетелей, описанных выше, а также на записях их телефонных разговоров. В 2015-2016 годах ОАЦ при президенте с санкции Генпрокуратуры вел прослушку телефона Володько. Записи заслушивались в суде. На них Володько и Садовский говорят о проблеме с кафе и необходимостью обращаться в горисполком, Володько говорит, что пойдет к Доморацкому, но никаких разговоров о деньгах и взятках нет. В 2016 году эти записи никак не заинтересовали силовиков. Видеозаписей, доказывающих слова Володько, нет, как и никаких других доказательств. Между тем Доморацкий на суде заявил, что в 2017 году уволил его отца с должности директора одного из универсамов, и Володько был на него обижен. Обвинение в получении взятки Доморацкий отрицал. Его близкие считают, что оно было создано намеренно, чтобы получить основания для осуждения чиновника. Однако суд посчитал данное обвинение полностью доказанным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!